3.15. Программа коррекционной работы для обучающихся с трудностями в
обучении и социализации ООП ООО
3.15.1
Цель
комплексного
программы
психолого-
коррекционной
работы:
медико-педагогического
создание
системы
сопровождения
процесса
освоения основной образовательной программы учащимся с ОВЗ, позволяющего
учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности.
3.15.2 Задачи программы:
– определение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание
им
специализированной
помощи
при
освоении
основной
образовательной
программы начального общего образования;
– определение оптимальных специальных условий для получения начального
общего
образования
учащимися
с
ОВЗ,
для
развития
их
личностных,
познавательных, коммуникативных способностей;
– разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных
образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗ с
учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей;
– реализация
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения
учащихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями ПМПК, консилиума ОО);
– реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной
ориентации
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
– обеспечение
сетевого
взаимодействия
специалистов
разного
профиля
в
комплексной работе с учащимися с ОВЗ;
– осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) учащихся с ОВЗ.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
455
⚫
Приоритетности интересов ребѐнка
Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны
оказывать
каждому
обучающемуся
помощь
в
развитии
с
учетом
его
индивидуальных образовательных потребностей.
⚫
Непрерывности
Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении
обучения школьников с учетом изменений их личности.
⚫
Вариативности
Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с
учащимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
⚫
Системности
Принцип обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции
нарушений детей с ОВЗ, а взаимодействие учителей и специалистов различного
профиля в решении проблем этих детей;
Принцип обходного пути
Принцип обеспечивает формирование новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена, опоры на сохраненные анализаторы;
Комплексности
Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и
медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы.
Направления деятельности
Программа
коррекционной
работы
на
ступени
начального
общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления
отражают еѐ основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
проведение
их
комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико456
педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями
здоровья
в
условиях
общеобразовательного
учреждения;
способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса —
обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
1. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ КОМПЛЕКСНОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ, МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ, УСПЕШНОСТИ
ОСВОЕНИЯ ООП НОО
Подготовительный этап
Определение нормативно-правового обеспечения коррекционной работы;
Анализ состава детей с ОВЗ в школе, их особых образовательных потребностей;
Создание фонда методических рекомендаций по обучению данных
категорий учащихся с ОВЗ.
Основной этап
Разрабатывается общая стратегия обучения и воспитания учащихся с ОВЗ,
организация и механизм реализации коррекционной работы;
457
Раскрываются направления коррекционной работы;
Раскрываются ожидаемые результаты коррекционной работы;
Описываются специальные требования к условиям реализации ПКР;
Разрабатываются рабочие коррекционные программы, которые прилагаются к
ПКР.
Заключительный этап
Осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна еѐ доработка;
Проводится обсуждение хода реализации программы на школьных психолого-
медико- педагогических консилиумах (шПМПк), методических объединениях
групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ;
Принимается итоговое решение.
Реализация ПКР осуществляется службой комплексного психолого-медикосоциального сопровождения и поддержки учащихся с ОВЗ.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается
детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании
заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных
представителей).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка
учащихся с ОВЗ обеспечивается специалистами школы (педагогом-психологом,
социальным педагогом, учителем-логопедом), регламентируется локальными
нормативными актами школы, еѐ уставом. Реализуется преимущественно во
внеурочное время.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки учащихся
является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы,
представителей администрации и родителей (законных представителей).
Внутришкольной формой организации сопровождения детей с ОВЗ является
шПМПк, деятельность которого регламентирована положением, разработанным
школой самостоятельно, и утверждается локальным актом.
458
Психологическое сопровождение
Цель – оказание своевременной психологической помощи в процессе
психического,
психофизиологического
и
личностного
развития
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков в психическом
развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления
психологического
сопровождения
Задачи
Первичная
Диагностическа 1.
диагностика для
я работа
выявления
детей,
особо нуждающихся
в
психологической
коррекции.
2.Углубленная
диагностика детей с
ОВЗ,
детейинвалидов с целью
определения уровня
и
особенностей
эмоциональноволевой
и
личностной сферы,
уровня
сформированности
УУД.
Коррекционноразвивающая
работа
Содержание и формы
работы
Ожидаемые результаты
Наблюдение
Психологическое
обследование.
Анкетирование
родителей
Беседы с педагогами
Анкетирование учащихся,
наблюдение во время
занятий.
Составление
индивидуальной
карты
развития.
Беседа с родителями.
Посещение семьи,
составление
характеристики,
выработка рекомендаций.
Создание банка данных
обучающихся, нуждающихся
в психологической помощи.
Получение
объективной
информации
об
организованности ребенка,
умении
учиться,
особенности
личности,
уровне сформированности
УУД.
Выявление нарушений в
поведении (гиперактивность,
замкнутость, обидчивость,
агрессивность и т.д.)
Психологическое
сопровождение
детей
с
Разработка
осуществление
ограниченными
возможностями
здоровья.
развивающих программ.
Развитие
и
коррекция
эмоциональноволевой
сферы
учащихся.
Формирование
характеристики
образовательной ситуации в
ОУ.
и
Формирование
групп
для
коррекционной
работы.
Составление
расписания занятий.
459
Позитивная динамика
развиваемых параметров
Формирование
навыков
социализации
и
расширение
социального
взаимодействия со
сверстниками.
Консультативна Психологические
консультации
я работа
педагогов,
администрации и
других специалистов,
родителей
Проведение
коррекционных занятий
(индивидуальных и в
мини-группах)
Отслеживание динамки
развития
ребенка
(проведение
диагностического среза,
обсуждение на шПМПк)
Психологические
консультации педагогов,
администрации и других
специалистов по
вопросам обучения и
воспитания детей с ОВЗ.
Повышение
психологической
компетенции педагогов в
области воспитания и
обучения детей с ОВЗ.
Индивидуальные
консультации.
Групповые консультации.
Информационно
просветительск
ая
Психологическое
просвещение
родителей, педагогов
по вопросам
обучения,
воспитания и
коррекции
психического
развития детей
младшего школьного
возраста.
Выступления на
Повышение уровня
родительских собраниях. родительской
компетентности и
Чтение лекций
активизация роли родителей
в воспитании и обучении
ребенка.
Выступление на
методических
объединениях учителей
Повышение
начальных классов,
психологической
педсоветах.
компетенции педагогов в
области воспитания и
обучения детей с ОВЗ.
1. Контакт психолога с медицинским работником
Психолог активно взаимодействует с врачом школы, знакомится с данными
медицинского обследования учащихся для уточнения этиологии и характера
психологических нарушений с целью нахождения наиболее правильного и
эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному
нарушению.
2. Связь психолога с родителями
Работа психолога с родителями осуществляется путем личного контакта с
отдельными
родителями,
участия
в
родительских
собраниях,
вовлечения
родителей в психологическую работу с детьми, в процессе которой предполагается
460
организация правильного отношения к ребенку в домашней обстановке и помощь
в решении возникших трудностей.
3. Контакт психолога с учителями
Работа психолога с учителями осуществляется путем личного контакта.
Психолог:
- информирует учителей об индивидуально-психологических особенностях ребѐнка;
- обучает распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний,
возникающих при общении с детьми, правилам регуляции собственного состояния и
достижения психического равновесия;
- обучает
навыкам
«ненасильственного»
общения
–
активного
слушания,
исключению оценочности в общении, использованию «Я-сообщений» вместо «Тысообщений», исключению угроз и приказов, работе с интонацией;
- обучает
педагогов умению направлять энергию детей в «мирное русло»
(выявление интересов, ребѐнка, включение ребѐнка в работу различных секций,
кружков, студий и т.п.)
- отрабатывает навыки позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через
ролевую игру;
-
формирует у педагогов позицию отказа от наказаний, переход к методам
убеждения и поощрения.
Логопедическое сопровождение
Цель - выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых
нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции ребенка в социуме.
Направления
логопедического
сопровождения
Задачи
Содержание и формы
работы
461
Ожидаемые результаты
Диагностическая 1. Первичная
диагностика
для
работа
выявления
детей,
нуждающихся
в
логопедической
помощи.
2.
Углубленная
диагностика детей с
ОВЗ
с
целью
определения уровня
развития речи, а
также
возможных
нарушений речевого
развития
3.
Итоговая
диагностика
для
выявления
результатов
в
преодолении речевых
нарушений.
4.
Составление
мониторинга
динамики речевого
развития
Наблюдение,
логопедическое
обследование.
Анкетирование
родителей, беседы
педагогами.
банка данных
обучающихся, нуждающихся
в логопедической помощи.
2. Формирование
с характеристики
образовательной ситуации в
ОУ
Диагностирование.
3. Получение
Заполнение
диагностических
документов.
Коррекционноразвивающая
1.Обеспечить
логопедическое
Формирование
групп
для
коррекционной
работа
сопровождение
детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
2. Составление
перспективного и
календарнотематического
планирования
работы.
Консультативная Консультирование
педагогов, родителей
работа
по вопросам
коррекции речевого
развития детей с ОВЗ
1. Создание
объективной
информации
об
уровне
развития речи учащихся и
возможных
нарушениях
речевого развития.
Позитивная
динамика
развиваемых параметров
Составление
расписания занятий.
Проведение
коррекционных
занятий.
Отслеживание
динамики
развития
ребенка
Индивидуальные
Повышение уровня
консультации родителей. родительской
компетентности и
Выступления на
активизация роли
родительских собраниях. родителей в воспитании и
обучении ребенка.
462
Информационно- Консультирование
просветительска педагогов и других
специалистов
по
я
вопросам развития и
коррекции речевого
развития детей
с
ОВЗ.
Индивидуальные
консультации педагогов.
Выступление
на
педагогических советах,
методических семинарах,
методических
объединениях учителей
начальных классов.
Повышение компетенции
педагогов в области
коррекции речевого развития
детей с ОВЗ.
1. Контакт логопеда с учителями
Логопед ведѐт работу в тесном контакте с учителями, которые на уроках могут
способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в
процессе логопедических занятий. Контакт логопеда
осуществляется на всех
с учителями
этапах логопедической
работы,
начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду необходимо
поставить в
известность учителя данного класса, и кончая выпуском учащегося.
Логопед может посещать уроки русского языка, развития речи, чтения и другие с
целью проверки речевых возможностей учащихся, имеющихся нарушения речи (в
свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя могут также
периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть
в курсе проводимой работе логопеда данного класса.
2. Контакт логопеда с педагогом – психологом
Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом – психологом, так как
занятия педагога – психолога с учащимися могут оказывать существенную помощь
в формировании психологической базы речевой деятельности учащихся.
3. Контакт логопеда с медицинским работником
Логопед активно взаимодействует с врачом школы, знакомится с данными
медицинского обследования учащихся для уточнения этиологии и характера
речевых нарушений с целью нахождения наиболее правильного и эффективного
коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.
Связь логопеда с родителями
463
Работа логопеда с родителями осуществляется путем личного контакта с
отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей
в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация
правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в
выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.
Социально - педагогическое сопровождение
Цель - оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную
интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Направления
социальнопедагогического
сопровождения
Задачи
Содержание и формы
работы
детей Наблюдение.
Диагностическая 1. Выявление
«группы
риска»
Беседы с педагогами и
работа
родителями.
2. Сбор сведений о Беседы, анкетирование,
семьи
тестирование учащихся.
Посещение семьи,
3. Обработка
составление
информации и выбор характеристики,
методов
и
форм выработка рекомендаций.
работы
Обсуждение
сети
взаимодействия
464
Ожидаемые результаты
1. Создание
банка
обучающихся
риска».
данных
«группы
2. Формирование
социального паспорта в ОУ
3. Формирование
комплексного подхода
Коррекционноразвивающая
работа
1. Обеспечение
социальнопедагогическое
сопровождение
детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
2. Составление
перспективного и
календарнотематического
планирования
Формирование списков
детей с ОВЗ. Введение
индивидуальных карт
Позитивная
динамика
развиваемых параметров
Проведение
профилактических
беседсоциальносредовой,
социальнобытовой адаптации.
Отслеживание учебной
деятельности детей с
ОВЗ (выработка единых
педагогических
требований).
Вовлечение
детей
в
общественную
и
досуговую жизнь ОУ.
Отслеживание
динамики
развития
ребенка
Консультативная Консультирование
педагогов и других
работа
СоциальноПедагогическое
консульта
специалистов по
ции педагогов и других
вопросам обучения и специалистов по
воспитания детей с
вопросам обучения и
ОВЗ.
воспитания детей с ОВЗ.
Организация
Реализация
консультацийдля детей и
мероприятий
членов их семей.
социальной и
Оказание реальной
правовой
социальной помощи и
направленности
поддержки.
Соблюдение прав
ребенка, правовое
консультирование.
Информационно- Просвещение
просветительска педагогов и других
специалистов по
я
вопросам защиты
прав учащихся,
охрану их жизни и
здоровья,
соблюдение их
интересов; создание
для школьников
комфортной и
безопасной
образовательной
среды.
Выступление на
методических
объединениях,
педсоветах.
Повышение уровня
родительской
компетентности и
активизация роли
родителей в воспитании и
социализации ребенка.
Повышение социальнопедагогической компетенции
педагогов по вопросам
защиты прав учащихся,
охраны их жизни и здоровья,
Ходатайства в различные соблюдения их интересов;
организации.
создания для школьников
комфортной и безопасной
Организация
образовательной среды.
каникулярного отдыха,
медицинского
обследования, санаторнокурортного лечения.
465
1. Контакт социального педагога с медицинским работником
Социальный педагог активно взаимодействует с медицинским работником
школы, знакомится с данными медицинского обследования учащихся «группы
риска» для уточнения этиологии и характера медицинских нарушений с целью
нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним.
2. Связь социального педагога с родителями
Работа социального педагога с родителями осуществляется путем установления
доброжелательного личного контакта, участия
в родительских
собраниях,
вовлечения родителей в воспитательную работу с детьми, социально-правовой
компетентности взрослых, в процессе которой предполагается организация
социально защищѐнной личности и помощь в решении возникших трудностей.
3. Контакт социального педагога с учителями
Работа социального педагога с учителями осуществляется путем личного
контакта. Социальный педагог:
- информирует учителей о трудностях ребѐнка и его семьи;
-дает характеристику жилищно-бытовых условий;
-рекомендует методы и формы работы.
Педагогическое сопровождение
Цель - выбор оптимальных путей педагогической работы способствующих
успешному
овладению
содержанием
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Направления
педагогического
сопровождения
Задачи
Содержание и формы
работы
466
Ожидаемые результаты
Диагностическая 1. Комплексный сбор
сведений о ребенке на
работа
основании
диагностического
минимума.
2.
Определение
особых
образовательных
потребностей детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детейинвалидов
Наблюдение, беседа с
родителями,
изучение медицинской
документации,
изучение
«карты
развития»
с
рекомендациями
психолога
логопеда,
медицинского
работника;
изучение социальной
ситуации развития и
условий семейного
воспитания ребенка;
Коррекционноразвивающая
работа
1.
Осуществление
индивидуально
ориентированной
педагогической
помощи
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья с учѐтом
особенностей
психического и (или)
физического развития,
индивидуальных
возможностей детей (в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медикопедагогической
комиссии)
2.Реализация системы
мероприятий
по
социальной адаптации
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
3. Создание условий
для
развития
сохранных функций;
1.
Сведения о
степени
сформированности:
уровня речевого развития,
познавательных процессов,
эмоционально –
личностной сферы.
Разработка
а) индивидуальной
образовательной
программы
б) воспитательной
программы работы с
классом и индивидуальной
воспитательной программы
для детей с ограниченными
возможностями, детейинвалидов.
Ежедневное наблюдение
за учащимися в учебной и 1.
Исправление или
внеучебной деятельности; сглаживание отклонений
и нарушений развития.
Постоянное
взаимодействие со
2.Формирование
специалистами школы
позитивного отношения к
(психологом, логопедом, учебному процессу и к
медицинским и
школе в целом.
социальным
работниками);
3. Овладение программой
согласно ФГОС.
Заполнение «карт
развития»;
Осуществление
педагогического
мониторинга
достижений школьника;
467
формирование
положительной
мотивации
к
обучению.
4. Повышение уровня
общего
развития,
восполнение пробелов
предшествующего
развития и обучения;
коррекция отклонений
в
развитии
познавательной
и
эмоциональноличностной сферы.
5. Формирование
механизмов волевой
регуляции в процессе
осуществления
заданной
деятельности;
воспитание
умения
общаться,
развитие
коммуникативных
навыков.
Консультативная Оказание
консультативной и
работа
методической помощи
родителям (законным
представителям) детей
с ограниченными
возможностями
здоровья по вопросам
обучения и
воспитания детей с
ОВЗ
1. Индивидуальные
консультации родителей.
Информационно- Оказание
просветительска консультативной
помощи родителям в
я
обучении и
воспитании детей с
ОВЗ.
1. Традиционные и
нетрадиционные формы
работы с родителями:
- проведение
родительских собраний,
- лекции для родителей.
2. Проведение
родительских собраний
Включение родителей в
процесс и (или)
направление
коррекционной работы.
Повышение компетенции
родителей в области
особенностей обучения и
воспитания детей с ОВЗ
Медицинское сопровождение
Медицинская поддержка и сопровождение учащихся с ОВЗ осуществляется
медицинским работником школы (на основе договора на оказание медицинских
услуг с …..»). Участвует в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их
индивидуального
образовательного
маршрута,
468
проведении
консультаций
педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную
(неотложную) помощь. Осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.
3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа коррекционной работы осуществляется во всех организационных
формах деятельности школы: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности,
внеучебной (внеурочной деятельности и деятельности на основе сетевого
взаимодействия), семейной деятельности.
Коррекционная работа в разных организационных формах представлена в виде
схемы (рис.1).
Коррекционная работа в обязательной части (70%) реализуется в учебной
урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной
программы (ООП).
В учебной внеурочной деятельности проводятся коррекционно-развивающие
занятия со специалистами по индивидуально ориентированным коррекционным
программам.
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется
по рабочим программам внеурочной деятельности и адаптированным программам
дополнительного
образования
разной
направленности,
опосредованно
стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ.
Реализация коррекционной работы в специально созданных условиях направлена
на
достижение
планируемых
результатов
(личностных,
метапредметных
и
предметных).
Для развития потенциала учащихся с ОВЗ специалистами и педагогами с
участием самих учащихся и их родителей (законных представителей) могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных
учебных планов для детей с ОВЗ может осуществляться педагогами и
специалистами и сопровождаться дистанционной поддержкой, а также поддержкой
тьютора школы.
Механизмом реализации коррекционной работы раскрывается в учебном плане, во
469
взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных
специалистов школы, осуществляющих образовательную деятельность, в сетевом
взаимодействии
с
учреждениями дополнительного образования и другими
ведомствами.
Взаимодействие включает в себя следующее:
- комплексность
проблем
в
учащегося,
определении
и
решении
предоставлении
емуспециализированной
квалифицированной помощи;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и
коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональноволевой и личностной сфер ребенка.
470
471
Рис.1. Схема организации коррекционной работы в школе.
472
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа коррекционной работы предусматривает создание в школе
специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ:
психолого-педагогическое обеспечение (психологическое, логопедическое,
социально- педагогическое, педагогическое сопровождение);
программно - методическое обеспечение (рабочие программы по учебным
предметам, коррекционно-развивающего обучения, внеурочной деятельности,
дополнительного
образования,
методические
рекомендации
с
учетом
специфики нарушений развития учащихся;
информационное обеспечение (сайт школы, «Электронная школа 2.0» и другие
ресурсы);
материально техническое обеспечение:
- оборудование для реабилитации учащихся с ОВЗ тип1;
- оборудование для реабилитации учащихся с нарушением речи;
- оборудование для и учащихся с нарушениями ОДА;
- оборудование для слабовидящих учащихся;
- оборудование для учащихся с нарушением слуха.
5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации,
имеющими
специализированное
образование,
педагогами,
прошедшими обязательную курсовую подготовку.
№
п/
п
1
ФИО
Должнос
ть
Уровень
образования/спе
циальность
Квалифик
ация
Педагогпсихоло
г
Высшее
профессиональн
ое/филогогия
Учитель
русского
языка
и
литератур
ы.
Педагог-
473
Прохождение курсов повышения квалификации
Образовательная
Учреждение
Дата
Количе
программа
выдачи
ство
докуме
часов
нта
Организация
Московский
17.11.
72ч.
инклюзивного
государствен 2014
образования детей- ный
инвалидов с ОВЗ в педагогическ
общеобразователь
ий
ных организациях
университет
психолог
Учитель
логопед
2
Педагоглогопед
Высшее
профессиональн
ое/логопедия
3
Социаль
ныйпедагог
Высшее
профессиональн
ое/социальная
работа
4
Заместит
ель
директо
ра
по
УВР
Высшее
профессиональн
ое
5
Заместит
ель
директо
ра
по
УВР
Учитель
математ
ики
и
информа
тики
Высшее
профессиональн
ое
Высшее
профессиональн
ое/математика
Учитель
математик
и
Учитель
начальн
ых
классов
Среднее
профессиональн
ое/преподавание
в
начальных
классах
Учитель
начальных
классов
6
7
Специали
ст
по
социально
й работе
Организация
и
содержание
работы
учителялогопеда
в
условиях
реализации ФГОС
Профессиональная
деятельность
педагогических
кадров
по
созданию
развивающей
образовательной
среды
Организация
инклюзивного
образования детейинвалидов с ОВЗ в
общеобразователь
ных организациях
Информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
педагога
Организация
инклюзивного
образования детейинвалидов с ОВЗ в
общеобразователь
ных организациях
Формирование
профессиональной
компетентности
педагога по работе
с детьми с ОВЗ в
условиях
инклюзии
ГОУ
СПО
АнжероСудженский
педагогическ
ий колледж
28.11.
2015
120ч.
ГОО
КРЦППМиС
П «Здоровье
и развитие
личности»
23.06.
2016
126ч.
Московский
государствен
ный
педагогическ
ий
университет
КРИПКиПР
О
17.11.
2014
72ч.
30.05.
2012
72ч.
Московский
государствен
ный
педагогическ
ий
университет
КРИПКиПР
О
17.11.
2014
72ч.
27.08.
2016
72ч.
6. Планируемые результаты коррекционной работы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и определяются индивидуальными программами развития детей с разными
нарушениями (ОВЗ). В зависимости от формы организации коррекционной работы
планируются
разные
группы
результатов
(личностные,
метапредметные,
предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и
личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные
результаты. Коррекционная работа отражает каждую группу результатов:
- личностные
результаты
–
индивидуальное продвижение обучающегося
474
в
личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к
собственной результативности и др.);
- предметные результаты – овладение содержанием основной образовательной
программы ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом
индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные
достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным
слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые
средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем
и др.);
- метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом
индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на
анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных
действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание
организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках
урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные
результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса.
Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных
достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
475