02.09.2024
Олимпиадное движение в России
В России существует несколько видов интеллектуальных конкурсов, некоторые из которых могут открыть серьезные перспективы для школьников:
Олимпиады от вузов, которые проводят сами высшие учебные заведения. Ежегодно больше десятка столичных вузов организуют соревнования, направленные на выявление одаренных школьников. Главное отличие от других олимпиад заключается в том, что в них могут принять все желающие. Достаточно просто зарегистрироваться и придти в назначенное время в назначенное место. Обычно конкурсантам предлагается не только показать уровень знаний по тому или иному предмету, но и проявить логическое мышление, лидерские качества. Победители, как правило, получают возможность обучаться в вузе за счет государственного, регионального или местного бюджетов на специальности, соответствующей выбранному предмету. Информация о таких олимпиадах есть на официальных сайтах учебных заведений. В случае победы уже весной выпускник оказывается в списках поступивших в вуз. Ему остается только успешно сдать ЕГЭ и вовремя направить необходимые документы в приемную комиссию.
Олимпиады от Министерства просвещения РФ. Такие интеллектуальные соревнования проводят централизованно в школах. Они направлены на оценку уровня знаний по различным предметам среди всех школьников страны. Традиционно олимпиады проходят в несколько этапов: школьная, местная, региональная, заключительный тур (Всероссийская олимпиада) и международная олимпиада. Попадают ученики на эти олимпиады в соответствии с уровнем своей успеваемости по предмету. Учитель выбирает сильнейших и готовит их ко всем этапам. Утилитарная цель поступить по итогам олимпиады в вуз появляется не сразу. По крайней мере, ученики об этом задумываются не всегда. Однако шансы действительно есть, но только у тех, кто пройдет на всероссийский уровень. Победа в таких олимпиадах на заключительных этапах (победа во Всероссийской олимпиаде школьников, в международной олимпиаде), поощряется при поступлении в государственные колледжи и вузы дополнительными баллами.
Олимпиады от различных фондов и организаций, часто платные. Победа в таких соревнованиях не поможет школьнику поступить в университет, но может принести кругленькую сумму, так как основной приз — стипендия на изучение какого-либо предмета за границей либо грант на реализацию идеи. Ну и в портфолио грамоты о победах лишними не будут.
Насколько полезны олимпиады?
У многих школьников возникают сомнения в победе на всероссийском уровне. Риск провала существует и он велик. Но попытка участия даёт шанс, который не следует игнорировать. И если школьник с первого класса участвует в олимпиадах, уже знает все их тонкости, многому научился, готовится и старается, то победить, возможно, и гораздо проще, чем, придя впервые на олимпиаду в 10-11 классах. Нельзя забывать о привилегиях в случае победы на олимпиаде. Победители и призёры по решению образовательного учреждения в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призёров олимпиады имеют право на получение одной из следующих льгот в зависимости от уровня конкурса:
- быть приравненным к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
- быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой или профессиональной направленности по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приёмной комиссией образовательного учреждения;
- быть зачисленным в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады;
- получить стипендию или грант на учебу, в том числе за пределами России.
Но все равно многие школьники отказываются от участия в олимпиадах, так как не видят смысла тратить своё личное время на подготовку, а учителя не пытаются объяснить им какую выгоду можно извлечь из интеллектуальных конкурсов. Из-за недостатка информации одаренные ребята упускают возможность поступить в престижный вуз за счет государственных средств или даже выиграть солидную денежную премию. Но и это не все преференции, которые можно получить от самого конкурса и подготовки к нему. Есть еще более ценные приобретения:
- Первое и основное – это знания! Если ребенок первый раз придет на олимпиаду и «провалится», то он поймет, что есть, к чему стремиться — к следующей олимпиаде он уже будет готовиться по-другому, исходя из предъявляемых требований. Да и сами вопросы олимпиады – это повод, придя домой, найти на них ответы и узнать много нового.
- Нестандартное мышление: все вопросы и задачи олимпиад рассчитаны на творческое нестандартное мышление, на умение рассуждать и делать выводы, на способность самостоятельно анализировать имеющуюся информацию. Все эти навыки очень полезны не только в учебе, но и затем в работе, где уже придется принимать серьезные самостоятельные решения, не имея готовых шаблонов, как на уроке.
- Получение опыта. Каждая олимпиада и конкурс – это подобие маленького экзамена, устного или письменного. Если ребенок с первого класса может спокойно писать в незнакомой обстановке, устно отвечать незнакомым людям, то ЕГЭ и экзамены в ВУЗе для него покажутся совсем простым и привычным делом.
- Умение говорить и доказывать — это развитие коммуникативных способностей. Конференции и устные олимпиады требуют от ребенка умения защитить свою позицию, выражаясь связным, понятным языком, умения аргументировать свои ответы, а не говорить невнятное «ну… тут вот как-то так… короче говоря… в общем», употребляя слова-сорняки или используя междометия.
Именно таких навыков многим не хватает не только в школе, но и в работе и общении с друзьями и близкими. И именно умение аргументировать свою позицию и не бояться устных выступлений прекрасно развивают олимпиады и особенно конкурсы.
Как начать участвовать в олимпиадах
Задача родителей, педагогов — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития: найти подходящий факультатив, кружок или заниматься самостоятельно. Также нужно помочь поискать информацию о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное — нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.
Иногда у ребенка есть внутренние или внешние причины для отказа от участия в публичных конкурсах. Это может быть и страх выступления, и опасение прослыть «белой вороной» в среде одноклассников, и многое другое. В таком случае нужно помочь ребенку увидеть эти «барьеры» и преодолеть их. Важно, чтобы ребенок занимался созидательным, полезным ему самому делом. Олимпиады и конкурсы стимулируют активность, инициативность, самостоятельность школьников. Но не нужно делать их самоцелью и превращать подготовку в муштру. Все должно быть в радость и удовольствие, а особенно соревнования. Помогите детям ощутить здоровый азарт и конкуренцию, удовольствие от своих знаний и радость победы. А в случае поражения, расскажите, как важно в жизни будет подниматься, если упал, не опускать руки и идти дальше, к цели.
А вы участвовали в олимпиадах?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.09.2024
Дата обновления: 12.09.2024
Дата публикации: 02.09.2024