Отчет о результатах самообследования за 2020 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Аналитическая часть.
2. Результаты анализа, оценка образовательной деятельности:

2.1. структура образовательного учреждения и система управления;
2.2. содержание и качество подготовки обучающихся;
2.3. организация учебного процесса;
2.4. качество кадрового обеспечения;
2.5. качество учебно-методического обеспечения, библиотечноинформационного обеспечения;
2.6. материально-техническая база;
2.7. внутренняя система оценки качества образования;
2.8. анализ показателей деятельности организации.
3. Результаты анализа показателей самообследования.

Отчет о самообследовании
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг муниципального образования
Туапсинский районза 2020 год
Самообследование МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг проводилось в соответствии с
Порядком о проведения самообследования образовательной организации, утвержденного приказом от
14.06.2013. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации».
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о
деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самооследования. Самообследование
проводится ежегодно, администрацией школы. Самообследование проводитсяв форме анализа.
1. Аналитическая часть
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг муниципального образования Туапсинский район является
муниципальным бюджетным образовательным учреждением, ориентированным на всестороннее
формирование личности учащегося с учетом его физического; психического развития, индивидуальных
возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование
образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки детей;
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формированию здорового образа жизни.
Принципами образовательной политики являются следующие:
- демократизация (сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг
- с другом, педагогов и родителей);
- гуманизация (личностно-ориентированная педагогика, направленная на удовлетворение образовательных
потребностей учащихся, их родителей, на выявление и развитие способностей каждого ученика, и
одновременно обеспечивающая базовый стандарт образования);
- дифференциация (учет учебных, интеллектуальных и психологических особенностей учеников, их
профессиональных склонностей);
- индивидуализация (создание индивидуальной образовательной программы для каждого школьника в
перспективе);
- оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного
образования.
Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения
2. Общая информация об образовательном учреждении
Полное наименование в соответствии с уставом Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 им. Н.А.Тхагушева а.Агуй-Шапсуг муниципального образования
Туапсинский район
Адрес юридический: 352816, Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, а.Агуй-Шапсуг, ул.
Школьная. 1а
Адресфактический: 352816, Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, а.Агуй-Шапсуг, ул.
Школьная 1а
Телефон/факс: 65-9-16
Е-mail school15tuapse@yandex.ru
тип «образовательная»
вид «средняя общеобразовательная школа»
директор: Черных Иван Иванович
МБОУ СОШ № 15 имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по следующим

образовательным программам:
- Основная общеобразовательная программа «Начальное общее образование»;
- Основная общеобразовательная программа «Основное общее образование»;
- Основная общеобразовательная программа «Среднее общее образование;
Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия
23Л01 № 0002941 регистрационный номер 06000, выдана 25 декабря 2013 г.
Департаментом образования и науки Краснодарского края
Свидетельство о государственной аккредитации серия ОП №021769, регистрационный номер 01735,
выдана 28 июня 2012 г.
Департаментом образования и науки Краснодарского края, действительна по 19 мая 2023 г.
Учредитель:
Учредителем и собственником имущества Организации является администрация муниципального
образования Туапсинский район.
МБОУ СОШ № 15 является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный
баланс, лицевой счет, печать с полным наименованием Организации на русском языке.
Локальные акты, регламентирующие деятельность ОО.
- Приказами директора школы;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Должностными инструкциями работников;
- Правила внутреннего трудового распорядка МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг;
- Должностные инструкции работников;
- Положение об обработке персональных данных работников школы;
- Положение о порядке предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу;
- Положение об Управляющем совете МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг
- Положение о Педагогическом совете МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг;
- Положение о научно-методическом совете МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг;
- Положение о школьной библиотеке;
- Положение о ведении классных журналов;
- Положение о родительском комитете;
- Положение об использовании обучающимися, педагогическими работниками личных мобильных
электронных устройств во время образовательного процесса в МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг;
- Положение о внутришкольном контроле;
- Положение о школьном психолого-медико педагогическом консилиуме;
- Положение об организации приема, перевода и отчисления обучающихся;
- Положение о получении общего образования в форме семейного образования;
- Положение о порядке проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение об организации обучения начального общего, основного общего и среднего общего
образования на дому;
- Положение об условном переводе неуспевающих учащихся;
- Положение об организации пропускного режима и правилах поведения посетителей в здании МБОУ
СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг;
- Инструкция по организации пропускного режима в МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг;
- Положение о конфликтной комиссии МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг по вопросам разрешения
споров междуучастниками образовательного процесса;
- Положение о составлении рабочих программ учебных предметов, курсов и календарнотематического планирования;
- Положение об организации внеурочной деятельности в классах, реализующих федеральный
государственный стандарт НОО, ООО и СОО;
- Положение о приеме в 10 класс профильного обучения;
- Положение о спортивном клубе;
- Положение о дежурстве по школе;
- Положение о штабе воспитательной работы;
- Положение об ученическом самоуправлении;
- Положение о школьном совете профилактики;
- Положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности;
- Положение об организации питания;
- Положение о внутреннем контроле в МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг;

.

другими нормативными актами, не противоречащими настоящему Уставу и законодательству РФ.

МБОУ СОШ № 15 а. Агуй-Шапсуг реализует основные образовательныепрограммы:
- начального общего образования (нормативный срок освоения – 4 лет);
- основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет);
- среднего общего образования (нормативный срок освоения – 2 года).
3. Результаты анализа. Оценка образовательной деятельности
3.1. Структура образовательного учреждения и система управления.
Управление образовательной организации осуществляется на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Организации является директор,
который осуществляет текущее руководство деятельностью школы. В организации формируются
коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание работников, педагогический
совет, Управляющий Совет Организации.
Общее управление школой осуществляет директор МБОУ СОШ № 15 Черных Иван Иванович в
соответствии с действующим законодательством, в силу своей компетентности.
Основной функцией директора МБОУ СОШ № 15 является осуществление оперативного
руководства деятельностью образовательной организации, управление жизнедеятельностью, координация
действий всех участников образовательного процесса через Конференцию, Педагогический совет,
Управляющий совет, Родительские комитеты классов.
Заместители директора осуществляют оперативное управление образовательным процессом:
выполняют информационную, оценочно-аналитическую, планово-прогностическую, организационноисполнительскую, мотивационную, контрольно-регулировочную функции.
Высшие коллегиальные органы управления образовательным учреждением:
- Управляющий совет школы.
Формы самоуправления:
- Педагогический совет;
- Родительские комитеты.
Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного
учреждения и соответствуют Уставу МБОУ СОШ № 15.
Основные формы координации деятельности:
- План работы МБОУ СОШ № 15 на год;
- План внутришкольного контроля;
- План реализации воспитательной концепции школы.
Организация управления образовательного учреждения соответствует уставным требованиям.
3.2. Содержание и качество подготовки обучающихся
МБОУ СОШ № 15 – образовательная организация, реализующее различные образовательные
программы, которые включают начальное общее, основное общее и среднее общее образования, а также
программы внеурочной деятельности. Все программы образуют целостную систему, основанную на
принципах непрерывности, преемственности, личностной ориентации участников образовательного
процесса.
Ключевые направления деятельности педагогического коллектива:
1. Соответствие и обновление образовательных стандартов
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Обеспечение условий для развития здоровья детей.
5. Современная инфраструктура.
6. Совершенствование материально-технической базы.
7. Создание условий для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на
получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней.
Образовательный процесс в МБОУ СОШ № 15 является гибким, быстро реагирующим на изменение

числа классов, ориентирующимся на новые образовательные потребности, его можно представить как
систему педагогических действий, соответствующих поставленным целям.
В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональной
квалификации учителей осуществляется освоение образовательных программ на всех уровнях: - начальная
школа – классы обучаются по образовательным программам «Школа России».
Предпрофильная подготовка учащихся в 9 классах через профориентационные курсы, проектную и
исследовательскую деятельность.
Образовательная организация осуществляет образовательный процесс по образовательным программам,
в соответствии с пунктом 3.2. Устава:
- I ступень – программа начального общего образования (нормативный срок освоения - 4 года);
- II ступень – программа основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет);
- III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
выбор программ I ступени осуществляется исходя из основного концептуального подхода школы
обеспечения учеников знаниями, максимально соответствующими Федеральному компоненту
государственного стандарта основного общего образования, среднего общего образования. Переход на
ФГОС НОО осуществлен через:
1. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС
НОО.
2. Составление основной образовательной программы ОО.
3. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС.
4. Информирование родителей о подготовке к переходу на новые стандарты.
Сведения об обучающихся в образовательной организации
Количество классов

Количество учащихся

коррекционных (V-VIII в)

вечерних

всего

общеобразовательных

классов дополнительной
коррекционных (V-VIII в)
вечерних
общеобразовательных

коррекционных (V-VIII в)

вечерних
вечернихчерних
(углубленной) подготовки

общеобразовательных

1-йуровень

4

4

-

-

-

1

-

-

-

68

68

-

- - 19

-

-

-

2-йуровень

5

5

-

-

-

1

-

-

-

72

72

-

- - 16

-

-

-

3-йуровень

1

1

-

-

-

1

-

-

-

0

0

-

- - 0

-

-

-

Ступени
обучения

вечерних

общеобразовательных

дополнительной
(углубленной) подготовки

выпускных
классов

всего

дополнительной (углубленной)
подготовки
коррекционных (V-VIII в)

выпускных

Первые итоги работы по новым стандартам: увлеченные ученики, которые воспринимают процесс
обучения не как повинность, а как процесс творческого познания мира, ученики, которые умеют работать
сообща и могут анализировать. Оценивать итоги своего труда. И, конечно же, благодарные родителиединомышленники, которые являются активными участниками этого процесса.
Для получения школьниками знаний, максимально соответствующих их способностям, возможностям,
интересам, в школе работали элективные курсы, кружки, спортивные секции.
Образовательные технологии в образовательной организации реализовывались в процессе решения
учебных и практических задач: дискуссии, коллективные решения творческих задач. Работают творческие
объединения, осуществляется подготовка к олимпиадам.
С целью учета качественных образовательных изменений у обучающихся в 2020 году педагогами

проводился мониторинг знаний и умений учащихся. Результаты мониторинга учитывались в организации
работы с детьми, в частности при подготовке к итоговой аттестации.
Применение системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными
технологиями позволило к концу первой половины года образовательной организации достичь в 2020 году
высоких образовательных результатов.
Особое внимание уделялось внедрению информационных технологий. Реализация школьной программы
информатизации позволила сделать существенный шаг в использовании информационных технологий в
образовательном процессе.
3.3.Организация учебного процесса
В соответствии с п.3.ст.5 Закона РФ «Об образовании» школа обеспечивает доступность и
бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Порядок
приема и отчисления учащихся регламентируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об
общеобразовательном учреждении, порядком учета движения обучающихся Уставом. Изучение структуры
движения учащихся показало, что выбытие происходит по заявлению родителей, что фиксируется в книге
приказов. Приказы оформляются грамотно, с обоснованием, на всех выбывших имеются подтверждения.
Педагогический коллектив старается сохранять контингент учащихся, не допуская выбытия без
уважительных причин. Основной причиной выбытия из школы является перемена места жительства
родителей.
Организация образовательного процесса регламентируется режимом работы, учебным планом,
годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий.
Режим работы осуществляется в одну смену. Школа создает все необходимые предпосылки, условия
и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детей.
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, который разработан на основе Закона
РФ «Об образовании», Федерального Базисного учебного плана (Приказ Министерства образования РФ от
09.03.2004 г. № 1312, ФГОС). приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
При организации образовательного процесса школа ориентировалась на то, чтобы:
- не допускать уменьшения часов базового федерального и регионального компонентов;
- не допускать перегрузки обучающихся;
- вести обучение на дому нуждающимся учащимся по медицинским показателям;
- добиваться усвоения обучающимися низких учебных возможностей обязательного выполнения
государственных стандартов по каждому предмету;
- для обучающихся высоких учебных возможностей через систему индивидуального планирования
учебных занятий и заочной формы обучения, элективных курсов расширять свои знания;
- внедрять профессиональную подготовку обучающихся на 3 ступени.
В школе реализуются программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
Образовательные программы направлены на обеспечение каждого обучающегося базовым
образованием в соответствии с установленными государственными стандартами, сориентированы на
формирование системы ключевых компетентностей, патриотизма и гражданственности.
При составлении расписания чередуются в течение дня и недели предметы естественноматематического и гуманитарного циклов с уроками музыки, ИЗО, технологии и физкультуры.
Учитывается ход дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся.
Проводится комплекс упражнений физкультурных минуток, гимнастика для
глаз.
Продолжительность перемен соответствует требованиям. Между началом факультативных занятий и
последним уроком установлены перерывы продолжительностью 45 минут.
1 – 8 классы – пятидневная рабочая неделя,
9 - 11 классы - шестидневная рабочая неделя.
Учебный план разработан на основе:
1.
Нормативно-правовых документов федерального уровня:
·
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных

учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189);
2.
Нормативных документов Министерства образования и науки РФ:
·
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждѐн
приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897);
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.06.2017г №581«О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта
2014 года №253»
·
Устав МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг;
Реализация учебного плана основного общего образования направлена на формирование базовых основ и
фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять,
реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их
результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к
сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного
поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Максимальная аудиторная учебная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимую
аудиторную учебную нагрузку и соответствует требованиям СанПиН.
Контингент обучающихся стабилен, движение учащихся происходит по объективным причинам
(переезд в другие территории) и не вносит дестабилизацию в процесс развития школы. Формы обучения:
очная.
Анализ выполнения учебных программ находится под постоянным контролем администрации.
При подведении итогов четверти, полугодия, года проводится анализ реализации учебных планов и
программ как теоретической, так и практической части. При анализе практической части учитывается
выполнение таких видов деятельности, как контрольные работы, и в обязательном порядке тесты по
русскому языку и математике.
Контроль за проведением практической части программы проводится по записям в журналах и
тетрадях учащихся.
3.4. Качество кадрового обеспечения
Кадровый состав педагогов по состоянию на начало учебного года 1 сентября 2019 года представлен
следующим образом:
Количественный и качественный состав педагогических работников представлен в таблицах 1, 2

80%

100%

1

0

-

11

Не проходили
аттестацию на
соответствие
должности

Аттестованы на
соответствие
должности

Вторая
категория

5%

Уровень квалификации (%)

Первая
категория

95%

Профессиона
льное
образование,
соответствую
щее профилю
преподаваемой
дисциплины
(%)

Высшая
категория

Среднее
профессиональное

13

Образовательный
ценз педагогических
работников (%)
Высшее
профессиональное

16

Фактически
пед.
работников

По штатному
расписанию

Количество
пед. работников

%
обеспеченности

Таблица 1

1

Таблица 2
Образование
Высшее

Стаж

Квалификационные
категории

Среднее

Мен

2-5

5-10

10-20

Свыше

Высш

Пер

Соотв

Без

профессиональное

ее 2

лет

лет

лет

20 лет

ая

вая

етств

категории

ие

лет

заним
аемой
должн
ости

Руководящие
работники
Педагогичес
кие
работники:

1
10

2

1

1

0

0

1

0

2

1
8

1

0

10

1

В школе имеется план повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, который
своевременно выполняется. Формы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров:
очная, дистанционная, очно-дистанционная. Обучение на курсах, семинарах и вебинарах в 2020 учебном
году запланировано 11 педагогических работников (95, % от общего числа педагогов).
Решая задачу формирования педагогического коллектива, способного реализовать приоритетные
цели и задачи школы, методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: Работа
педагогического совета как коллективная методическая деятельность. Работа методического совета –
коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы учителей. Повышение
квалификации и педагогического мастерства педагогов. Работа с молодыми и вновь прибывшими
специалистами – консультативно-информационная деятельность, наставничество. Работа предметных
методических объединений – групповая методическая деятельность. Индивидуально-методическая и
инновационная деятельность, обобщение опыта работы педагогов. Диагностико-аналитическая
деятельность.
Главное в методической работе школы - оказание реальной действенной помощи учителям. В школе
поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет собой
непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой
переподготовкой, участием в районных семинарах.
Высоко квалифицированный педагогический коллектив способен к внедрению инновационных
процессов, реализации школьных программ, обеспечивающих вариативность подготовки учащихся,
повышению общекультурной компетентности, владению универсальными навыками научноисследовательской деятельности, выбору индивидуального образовательного маршрута.
Важной составляющей образовательного процесса является накопление опыта применения ИКТ на
уроке. Учителями-предметниками разрабатываются и проводятся уроки и внеклассные мероприятия с
использованием ЦОР. Учащиеся школы используют ЦОРы в следующих видах работ: тестирование,
задания для контроля знаний, справочные материалы при подготовке к проектной и исследовательской
деятельности.
Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими
технологиями, условиями Всероссийских конкурсов и олимпиад и принять в них участие.
С целью развития оперативной системы взаимодействия используется электронная почта для
передачи сообщений и документов.
На общешкольных родительских собраниях обеспечивается реклама социально-педагогических
инициатив, новаций и достижений учителей и всего коллектива.
3.5. Качество учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения
Наличие в библиотеке – 1954 экземпляров художественной литературы, школьных учебников –
2800.
В библиотеке есть Интернет, электронная почта, ведѐтся электронный каталог книг и учебников,
оборудована локальная сеть.
Востребованность библиотечного фонда и информационной базы достаточно высока. Однако
литература, имеющаяся в фондах библиотеки, не в полной мере соответствует определенным стандартам и

требованиям: есть ветхая литература. Библиотека обеспечена периодическими изданиями, которые
востребованы у читателей.
3.6. Материально-техническая база
В школе имеется 11 учебных кабинетов, библиотека, спортивная комната, столовая полного цикла на 100
посадочных мест, лицензированный медицинский кабинет, спортивная площадка.
В рамках проекта «Современная школа» приобретено современное лабораторное оборудование для кабинетов
физики, начальных классов, спортивное оборудование, автоматизированные рабочие места для учителей,
ноутбуки, цифровые микроскопы.
В школе в рамках ФГОС проводятся занятия внеурочной деятельности с полным охватом учащихся.
Школа активно реализует все направления образовательной инициативы «Наша новая школа»: обеспечивает
качественное образование, внедряет здоровьесберегающие технологии, совершенствует учительский потенциал,
применяет общественно-государственный характер управления.
3.7. Функционирование внутренней системы оценки качества образования
Образовательной программой определены направления работы: оценка качества нормативной
правовой базы школы; образовательных программ школы; знаний обучающихся; достижений обучающихся
во внеурочной деятельности; оценка качества образовательных услуг; условий для осуществления
образовательного процесса; работы педагогов, мониторинг успеваемости по учебным предметам.
В школе ведется планомерная работа по формированию внутришкольной системы мониторинга
качества образования. Эту работу осуществляет заместитель директора по УВР, руководители
методических объединений, классные руководители и учителя-предметники.
Отслеживание уровня обученности проходит по следующим направлениям:
- входной контроль знаний;
- промежуточный контроль знаний;
- административный контроль;
– итоговый контроль;
- мониторинг уровня участия учащихся (по результатам олимпиад, конкурсов, интеллектуальных
марафонов и т.п).
Данные мониторинга свидетельствуют об успешном освоении обучающимися образовательных
стандартов обязательного минимума содержания образования.
3.8. Анализ показателей деятельности школы
Анализ жизнедеятельности школы позволил определить еѐ основные конкурентные преимущества,
а именно:
в школе работает квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на деятельность
по развитию образовательного учреждения;
разработана система морального и материального стимулирования педагогических работников,
работников службы сопровождения и технического персонала;
обеспечивается повышение уровня информированности и технологической грамотности
педагогов в вопросах здоровьесбережения;
уровень подготовки выпускников позволяет им продолжать получать образование в средних и
профессиональных заведениях.
использование современных педагогических технологий (в том числе – информационнокоммуникационных технологий) способствует повышению качества образовательного процесса. Всѐ это
обеспечивает достаточно высокий авторитет образовательной организации в социуме. В образовательной
организации работают творческие педагоги и обучаются талантливые дети.
Инновационные проекты и программы
- внедрены и используются школой

1. Освоение новых подходов к образованию как основной
способ повышения качества образования
2. Личностно-ориентированное обучение с учетом интересов
учащихся и их способностей
Занятость учащихся

- охват кружками и спортивными
секциями на базе школы
- организация летних лагерей на базе
школы

73 % учащихся
1 летний лагерь, охват – 50 учащихся

3.8.1. Анализ успеваемости и качества знаний за 2020 год
На конец учебного года в мае 2020 года – 138 учащийся, из них количество обучающихся на
семейном обучении 2 учащихся. В целом по школе за 2020 год на отлично закончили 29 обучающийся, что
составляет 12,1% от общего количества учащихся, что на 0,1% выше по сравнению с прошлым учебным
годом. На «4-5» учебный год закончили 49– 37,8%, что на 5,8 % выше по сравнению с прошлым учебным
годом. Процент качества по школе составляет 49,9%, что на 6,9% выше по сравнению с 2019 годом.
Сравнительный анализ показывает, что качество знаний выпускников 9-х классов стабильно, а
успеваемость составляет 100%.
3.8.2. Анализ реализации ФГОС
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования в МБОУ СОШ №15 осуществляется с 2010 года. Вопросы введения ФГОС второго поколения
были рассмотрены на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, на заседаниях
педагогического консилиума. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы,
программного обеспечения, используемого для организации системно- деятельностного подхода к
организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся. Федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения задают новые
ориентиры развития системы образования. С помощью метода анализа в школе была проведена оценка
условий обучения учащихся в школе, включающая характеристику: участка и здания школы,
оборудования, воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, организации
учебного процесса, школьного питания учащихся.
На сегодняшний день школа оснащена разнообразными техническими средствами обучения:
ноутбуки, компьютеры, интерактивные доски, мультимедиапроекторы, имеются печатные и электронные
носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, имеется доступ в Интернет.
В школе систематизирована вся нормативно-правовая база Федерального уровня, регламентирующая
деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Приведена в соответствие с требованиями структура
Основой образовательной программы начального общего образования.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно
достигнуть благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие
всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки
его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности.
Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его
работой в парах и малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди
развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального
развития.
3.8.2. Психолого-педагогическое сопровождение с одаренными детьми
В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей
формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или
одаренные дети". Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление
индивидуального маршрута, т.е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно
всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителями, администрацией, родителями,
социальными педагогами и т.д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных
школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления
обо всех особенностях одаренного ребенка.
Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно использование тестов на
выявление творческих способностей (например, тест Торренса), методики диагностики умственных
способностей Векслера (IQ = 130). Правомерным будет использование шкалы Рензулли-Хартмана для
оценки психиологической характеристики одаренных учащихся (интеллектуальные умения, мотивация,
креативность).
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические
и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во
внеурочное время. Возможно также предъявление теста-анкеты А. де Хаана и Г. Каффа.

В последнее время сложился алгоритм выявления интеллектуальной и академической одаренности в
школе, согласно которому результаты, демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким
показателям по любым шести из восьми критериев:
1) оценка по групповому тесту - 95% и более;
2) оценка по групповому тесту способностей - 127 и больше;
3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта - 125 и более;
4) данные опросника учителя;
5) данные опросника родителя;
6) данные самооценки ученика;
7) успеваемость и другие биографические материалы;
8) оценка творческих работ.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно,
если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем
уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки,
индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.
При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий: своевременное применение различных
видов тестирования; оценки способностей по успеваемости; участие во внеклассных мероприятиях (анализ
продуктов деятельности); заключение педагога-психолога; заключение экспертов в определенной
деятельности; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц); наблюдение родителей и
представителей науки.
В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие
негативные факторы: "дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого
дифференцированного обучения; ориентация на "среднего" ученика; слабый учет особенностей
когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности; недооценка законов
творчества учителями; наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными
детьми из-за отсутствия условий самореализации; сдерживающая система репродуктивных заданий,
упражнений и формальных требований; низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными
детьми; излишняя унификация программ.
Для развития дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством, анализирующее
различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме) одаренных детей надо активно
вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе
кружков, секций, факультативов дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и
необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание на социальный
статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются лидерами (учительница его
продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при
проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности
коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей
с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного
самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его
профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль
играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального
потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные
методы.
Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся.
Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к
побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть сформулированы с учетом когнитивного стиля,
особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ - это генерация новых ассоциаций и
усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают
сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее
число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не
учитываются.
Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной
индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной
системы диагностики.
В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-

педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные
процессы.
Существенное направление деятельности педагога-психолога - психологическая подготовка
учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим, обучение навыкам
саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т.е. выработка такого
качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического
тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в
подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья
одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным
трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов
формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации
потенциальных возможностей ребенка.
В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации
школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию
временной перспективы будущего.
3.8.3. Недостатки в работе с одаренными детьми, пути их устранения
Современная педагогическая практика не обеспечена полностью знанием о специфических
особенностях одаренности детей, о структуре и составе детской одаренности, о целях и методах работы с
одаренными детьми, о критериях результативности такой педагогической деятельности. Разрозненная
деятельность различных педагогов или образовательных учреждений в сфере обучения и воспитания
одаренных детей опирается либо на психологическое знание, оторванное от педагогической теории, либо
на педагогическое, но интуитивное понимание происходящих процессов. Эти ошибки могут приводить или
к невротизации личности одаренного ребенка, или к затуханию одаренности, но обычно к тому и другому
вместе.
3.8.4. Положительное в работе с одаренными детьми
Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой
личности. Любому обществу нужны одарѐнные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть
и развить способности всех его представителей.
На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с
признаками незаурядного интеллекта, их поддержка, развитие и социализация - одно из важнейших
направлений работы школы.
Наиболее активное участие в подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам принимали такие
учителя-предметники: Мафагел М.Ю., Туко В.Ю., Мафагел А.С., Шхалахова В.Ю. В спортивном
направлении можно отметить работу Топорковой Г.В. которая регулярно формировали команду школы для
участия в различных соревнованиях.
В ходе анализа выявлены следующие проблемы:
- недостаточно эффективно осуществляется внедрение педагогами активных форм и методов проведения
уроков (дискуссии, исследовательская работа, проектная деятельность).
- требуется активнее повышать уровень квалификации педагогов для устранения вышеуказанной проблемы и
по вопросам внедрения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО используя для этого различные формы
(очные, дистанционные). Поэтому определены следующие задачи школы: создать условия для освоения и
внедрения новых образовательных технологий (ИКТ, проектной и исследовательской деятельности);
подготовки руководящих и педагогических кадров к введению ФГОС.
Исходя из анализа образовательной деятельности педагогического коллектива за 2020 год,
необходимо отметить, что:
– процесс обучения во всем учебным предметам осуществляется на основе государственных
образовательных стандартов; учебный план выполнен, программы пройдены; соблюдается преемственность
уровней дошкольного, начального, среднего и полного образования; школа функционирует в режиме
развития; эффективно развивается обучение в начальной школе; достигнут достаточно высокий
профессиональный уровень и стабильность руководящего и педагогического коллектива; разработана
программа работы с одаренными детьми; ученики школы регулярно участвуют в муниципальных,
региональных, федеральных и международных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях и других
соревнованиях; интересно проходят внеклассные мероприятия; идет планомерное накопление учебной и
методической литературы, сценариев; в школе создана атмосфера дружбы и толерантности между детьми

различных классов, национальностей;
– наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей морально-психологическим климатом в
школе, деятельностью учебного заведения; продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы;
развиваются сложившиеся традиции школы; педагогическим коллективом школы создается система учебновоспитательной работы, способствующая самореализации и самовыражению как педагогов, так и учащихся,
созданию ситуации успеха; внедряются в практику современные методики воспитания и обучения
школьников; ведется методическая работа с целью повышения профессионального уровня педагогов.
3.9. Перспективы развития общеобразовательного учреждения
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом
деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по
себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной,
информационной и других сферах. Переход на новые ФГОС, осуществление компетентностного подхода в
образовательном процессе, исполнение государственного заказа в части обеспечения качества образования
на обозначенном уровне – всѐ это потребует значительных усилий коллектива учителей и педагогов в
работе над саморазвитием.
Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение
при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых практикоориентированных проблем. Технология проектной деятельности как нельзя лучше способствует развитию
основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. В традиционном
подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их
собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний,
готовность к их применению. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую
образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо
овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности,
требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных
ситуаций.
Введение в старших классах профильного обучения является одним из важнейших направлений
модернизации российского школьного образования, целью которого выступает формирование социально
грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, свои потенциальные
возможности для реализации выбранного жизненного пути. Сегодня развивающееся направление ранней
профилизации в школе дает стимул к расширению методических подходов в реализации современных
требований к приобретению знаний.
Таким образом, участники образовательного процесса планируют на основе компетентностного
подхода и проектной деятельности продолжать профильное обучение, использовать здоровьесберегающие
технологии для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Решение этих конкретных
задач позволит МБОУ СОШ №15 приблизиться к исполнению своей миссии: выпускник - компетентная
личность, направленная на здоровый образ жизни, способная к различным видам ценностной человеческой
деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессиональный трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности
Проведенный самоанализ позволяет сделать вывод, что коллектив МБОУ СОШ №15 им. Н.А.
Тхагушева
а.
Агуй-Шапсуг
успешно
решает
поставленные
перед
ним
задачи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».