Положение о формах, периодичености аттестации

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
ИМ. Н.А.ТХАГУШЕВА А. АГУЙ-ШАПСУГ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
(МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг
от______________№_____________
_________________ Ю.Д. Шхалахов

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
в МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядкетекущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ
СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.15 и ст.32), Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 года
№546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования, утвержденным приказом от 07 ноября 2018 года
№190/1513, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от 07 ноября
2018 года

№190/1512, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации

от 28 августа 2020 года №442 и Уставом МБОУ СОШ № 15

им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг.
1.2. Настоящее Положение устанавливает регламент (правила) проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по различным предметам и (дисциплинам), в том числе при выставлении итоговых оценок.
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
1.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений учеников, проводимая педагогом
осуществления

образовательной

в

ходе

деятельности в соответствии с образова-

тельной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение
выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом
для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными
стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС).
Устные и письменные ответы обучающихся, тестовые и контрольные работы оцениваются в соответствии с критериями, разработанными школьными
методическими объединениями и утвержденными методическимсоветом, протокол №1 от 31 августа 2022 года (Приложения 1-16).
1.5. Независимая внешняя экспертиза качества обучения включает
независимые региональные диагностики, всероссийские проверочные работыи
другие независимые диагностики исследования качества образования.
2

Независимые региональные диагностики проводятся по правилам и
в соответствии с требованиями министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края.
Всероссийские проверочные работы и другие независимые диагностики
исследования качества образования по правилам в соответствии с требованиями
Минпросвещения Российской Федерации, Рособрнадзора.
1.6. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения
результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация проводится, начиная с третьего класса. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную
(полугодовую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому
учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (полугодия), а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю

по

итогам учеб-

ного года. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
2. Содержание и порядок проведения текущего
контроляуспеваемости обучающихся
2.1. Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся

проводится в

течение учебного периода в целях:
-

контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмот-

ренных образовательной программой;
-

оценки соответствия результатов освоения образовательных программ

требованиям ФГОС;
-

проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогиче-

ским работником с целью возможного совершенствования образовательного
процесса.
3

2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником,реализующим соответствующую часть образовательной программы.
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.
2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого и второго классов в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений
обучающихся в виде отметок по пятибалльнойсистеме, допустимо использовать
только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
2.5. Формы текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и других обстоятельств.
2.6. Периодичность и формы текущей аттестации, выбранные учителем,
утверждаются решением педагогического

совета

школыпо согласованию

с руководителем ШМО одновременно с утверждением рабочей программы по
предмету.
2.7. Учитель,

проверяя

и

оценивая

работы

(в

том

числе и

контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими уровни овладения
знаниями, практическими умениями и навыками, выставляет отметку в классный
журнал и дневник обучающегося.
2.8. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего
контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности ученика, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося.
2.9. Результаты текущего контроля фиксируются в классных журналах и
иных установленных документах.

4

2.10.

Успеваемость обучающихся, занимающихся по ин-

дивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.11.

Педагогические работники доводят до сведения ро-

дителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля
успеваемости обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работыс родителями (законными
представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители (законные
представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающихся в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю.
3. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации
по итогам учебных четвертей и полугодий
3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
-

объективное установление фактического уровня освоения образова-

тельной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить
пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной
5

программы.
3.2. Промежуточная аттестация проводится на основе принциповобъективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых
учениками результатов и не может быть поставлена в зависимость от
формы получения образования, формы обучения, фактапользования платными
дополнительными образовательными услугамии иных подобных обстоятельств.
3.3. Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка – письменный ответ обучающихся на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающихся на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм
проверок.
Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в
олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельностиобучающегося.
3.4. Для обучающихся по образовательным программам НОО и ООО
устанавливаются четыре аттестационных периода (I, II, III, IV четверти), для
обучающихся по образовательным программам СОО устанавливаются два аттестационных периода (I, II полугодия). Аттестационные периоды определяются
6

календарным графиком школы, утвержденным в началеучебного года.
3.5. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется
по пятибалльной системе.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», предусмотренный учебным планом для 5 классов, курсы «Проектная и
исследовательскаядеятельность» и «Элементы математической логики», « Стилистика русского языка», «Профориентация», «Туризм» предусмотренные учебным планом для 9 классов, оцениваются по системе «зачет/незачет».
3.6. Аттестация обучающихся 2-9 классов по предметам, преподаваниекоторых ведется по учебному плану 1 час в неделю, осуществляется каждую четверть. В 10 и 11 классах в группах профильного обучения по отдельным предметам аттестация может осуществляться

только

по

полугодиям и годовая

оценка не выставляется (основание – решение педагогического совета).
3.7. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса,
дисциплины, модуля, обучающийся не аттестуется и имеет право на
перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срокпроведения промежуточной аттестации определяется школой с учетомучебного плана,
индивидуального учебного плана на основании заявления обучающегося (его родителей, законных представителей).
3.8. Промежуточные итоговые отметки за четверть и полугодие выставляется учителем с учетом результатов контрольных, лабораторных,практических или самостоятельных работ, имеющих контрольный характери рассчитываются как средневзвешенные.
3.9. Каждое задание имеет свой собственный вес (контрольная, самостоятельная работа, домашнее задание, ответ на уроке и т.п.), что позволяет рассчитывать средневзвешенную оценку и, тем самым, более объективно оценивать успеваемость обучающихся.
Итоговые отметки за четверть и полугодие округляются по следующим
правилам (для 5-балльной шкалы):
7

- если 2.0<=ср.балл<=2,4, то итоговая отметка 2;
- если 2.5<=ср.балл<=3.4, то итоговая отметка 3;
- если 3.5<=ср.балл<=3.6, то итоговая отметка 3 или 4 определяетсяв
зависимости от результатов работ, имеющих контрольный характер;
- если 3.7<=ср.балл<=4.4, то итоговая отметка 4;
- если 4.5<=ср.балл<=4.6, то итоговая отметка 4 или 5 определяетсяв
зависимости от результатов работ, имеющих контрольный характер;
- если 4.7<=ср.балл, то итоговая отметка 5.
3.10. Обучающийся может быть аттестован за отчетный период (четверть, полугодие) с учетом соответствия количества текущих отметок(в т.ч.
за устные, письменные, контрольные, практические, лабораторныеи другие
виды работ) количеству учебных часов:
- 1 час в неделю – не менее 3-х отметок;
- 2 часа в неделю – не менее 5-ти отметок;
- 3 часа в неделю – не менее 7-ми отметок;
- 4 часа в неделю и более – не менее 9-ти отметок.
3.11. Обучающийся, пропустивший 75% учебных занятий поуважительной причине (болезнь, соревнования и т.д.), предоставившийв администрацию документ, подтверждающий уважительную причину пропуска
(справку, приказ, письмо соответствующих учреждений, заявление родителей
(законных представителей)), может быть аттестован при условии сдачи пропущенных аттестаций.
3.12. Обучающийся не может быть аттестован за отчетный периодв
случаях:
-

несоответствия количества текущих отметок, ука-

занных в п.3.10;
- пропуска обучающимся 75% учебных занятий по неуважительнойпричине (пропуска занятий без предоставления документов,подтверждающих уважительную причину отсутствия – справки, приказа, письма из соответствующих

8

учреждений, заявления родителей (законных представителей)). При не аттестации обучающегося в журнал выставляется «н/а».
3.13. При аттестации ученика, обучающегося на индивидуальном обучении, отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в сводную ведомость классного электронного журнала АИС СГО, как средневзвешенная текущих отметок, зафиксированных в журнале проведенияиндивидуальных
занятий на дому.
3.14. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том
числе в электронной форме (дневник обучающихся, электронный дневник), так
и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работыс родителями обучающихся обязаны прокомментировать результатыпромежуточной аттестации обучающихся в устной
форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации обучающихся в письменной форме
в виде выписки из соответствующих документов.
3.15. Особенности определения сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг для следующих категорий обучающихся по заявлению обучающихся (их законных представителей):
- выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы,
смотры и иные подобные мероприятия;
- отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
- для иных обучающихся по решению педагогического совета.
3.16. Для обучающихся, обучающихся по индивидуальному учебному
плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации по итогам учебных четвертей и полугодий определяются индивидуальным учебным планом.

9

3.17. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета МБОУ СОШ № 15 им. Н.А.
Тхагушева а. Агуй-Шапсуг.
4. Организация и проведение аттестаций
4.1. Учитель обязан хранить до окончания учебного года все аттестационные работы (все работы хранятся в кабинете в отдельных тетрадях обучающихся или папке с файлами). Хранение работ необходимо для рассмотрения
апелляций согласно пункту 4.7. Настоящего положения.В случае подачи апелляции учитель обязан предоставить работу обучающихся курирующему заместителю директора или директору школы.
4.2. Обучающийся, выполнивший с положительным результатом менее
50% аттестационных заданий за длительный аттестационный период
(полугодие и год), должен сдать промежуточную аттестацию за весь курс
приповторной аттестации.
4.3. Обучающийся, отсутствовавший по

уважительной

причине на

занятиях, обязан предоставить в администрацию МБОУ СОШ № 15 им. Н.А.
Тхагушева а. Агуй-Шапсуг объяснительный документ. Данный документ хранится у администрации, копия – у классного руководителя. На основании данного документа обучающийся допускается к сдаче пропущенных аттестаций.
Сроки и форма определяются учителем-предметником. Содержание и формы
проведения такой аттестации (аттестаций) должны отличаться от содержания и
форм аттестаций, пропущенных учеником. Проведение таких аттестаций в обязательном порядке должно носитьщадящий характер.
4.4. Восполнение обучающимися знаний материала, пропущенного по
уважительной

причине,

производится

самостоятельно, на индиви-

дуальных консультациях и в каникулярное время с обязательной его аттестацией.
4.5. При отсутствии обучающегося на занятии, где проводилась аттеста-

10

ция, без уважительной причины, или непредставлении в указанный преподавателем срок аттестационной работы, в журнал выставляется «н/а». Пересдача пропущенных без уважительной причины аттестаций категорически не допускается.
4.6. При проведении аттестаций обучающиеся должны иметь равные возможности по условиям, в том числе по количеству устных ответов. Пересдача
аттестаций с целью

повышения

оценки

категорическине допускается.

4.7. В случае несогласия с оценкой, выставленной учителем за любую аттестацию (кроме государственной, которая подается и рассматривается иначе),
обучающийся (или его родители (законные представители)) имеет право подать
апелляцию курирующему заместителю директора, или в случае его отказа – директору МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг.Апелляция подается не позднее 3-х дней (не считая выходные и включая 3-й день) после выставления отметки учителем в журнал.
Обучающемуся может быть предложено на выбор:
- пройти аттестацию согласно условиям пункта 4.3. настоящегоПоложения;
- участвовать в пересмотре членами комиссии, сформированной распоряжением директора МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг, результатов самой аттестационной работы.
В случае невыполнения учителем пункта 4.1. настоящих правил, апелляция рассматривается в пользу обучающегося.
5. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации
по итогам учебного года
5.1. 2-11 классах выставляются годовые итоговые отметки. Аттестация
обучающихся по итогам учебного года производится с учетом текущей аттестации, аттестации по итогам учебных четвертей (полугодий).Годовые отметки
по общеобразовательным предметам выставляются по 5-ти балльной системе за
3-5 дней до окончания учебных занятий на основании фактического уровня знаний, умений и навыков школьников.
11

5.2. К промежуточной аттестации по итогам учебного года допускаются
все обучающиеся переводных классов.
5.3. Итоговая отметка в классах государственной итоговой аттестации
выставляется по следующему принципу:
9класс:
- по предметам, предполагающим сдачу государственных экзаменов, –
как среднеарифметический балл годовой отметки и экзаменационной отметки
(итоговый балл = (балл за год + экз. балл)/2) в соответствиис правилами
математического округления;
- по предметам, не предполагающим сдачу государственных экзаменов
–

в соответствии с годовой отметкой (итоговый балл

= годовому баллу);11 класс:
- экзаменационная отметка не влияет на итоговый балл;
- итоговый балл выставляется в пятибалльной шкале путем перевода
среднеарифметического балла полугодовых и годовых отметок за 10, 11 классы
(итоговый балл = (балл за 1 п/г 10 кл. + балл за 2 п/г 10 кл. + балл за год 10кл. +
балл за 1 п/г 11 кл. + балл за 2 п/г 11 кл. + балл за год 11кл)/6).
5.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации
при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
5.5. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
5.6. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования
в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для
ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5.7. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе
12

пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебномупредмету,
курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые МБОУ
СОШ

№ 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг, осуществляющейобра-

зовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования
академической
время

задолженности.

болезни

обучающегося,

В

указанный
нахождение

период не

включаются

его в академическом от-

пуске.
5.8. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз школой
создается комиссия.
5.9. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение
промежуточной аттестации.
5.10. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную

аттестацию

по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
5.11. Обучающиеся в МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. АгуйШапсуг по образовательным программам начального общего, основного
общегои среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные
сроки академической

задолженности,

продолжают

получать

образо-

вание в МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг.
5.12. Отметки, полученные обучающимися в ходе аттестации, записываются в классные журналы и учитываются при принятии решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс.
6. Порядок перевода учащихся в следующий класс
6.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую часть
образовательной программы, переводятся в следующий класс.
6.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации

13

при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся на уровнях НОО, ООО и СОО, имеющиепо итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким предметам,
переводятся в следующий класс условно. Всеучащиеся 1-го класса переводятся
во 2-ой класс, а все учащиеся 2-го класса переводятся в 3-ий класс.
6.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года.
6.4. МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль своевременности ее ликвидации.
6.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе
пройти

промежуточную

аттестацию

(ликвидировать

задолженность) по

соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые
МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг, в установленный данным
пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. Обучающиеся
заны

ликвидировать

академическую

обя-

задолженностьв течение месяца с

момента ее возникновения. В указанный срок не включается время каникул.
6.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз создается комиссия.
6.7. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на
обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии либо на обучение
по индивидуальному учебному плану.
6.8. МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг информирует
родителей (законных представителей) обучающегося о необходимости принятия
решения

об

организации

дальнейшего

форме.
14

обучения

ученика в письменной


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».