3.4 Рабочая программа по учебному предмету
«Родная (адыгейская) литература».
3.4.1. Рабочая программа по учебному предмету «Родная (адыгейская)
литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее
соответственно – программа по родной (адыгейской) литературе, адыгейская
литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (адыгейским)
языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по родной (адыгейской)
литературе.
3.4.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной
(адыгейской) литературы, место в структуре учебного плана, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родной
(адыгейской) литературе.
3.4.3. Содержание
обучения
раскрывает
содержательные
линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
3.4.4. Планируемые результаты освоения программы по родной
(адыгейской) литературе включают личностные, метапредметные результаты
за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
3.4.5. Пояснительная записка.
3.4.5.1. Программа по родной (адыгейской) литературе разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
3.4.5.2. Изучение по родной (адыгейской) литературе направлено на
эстетическое и этическое самоопределение обучающегося, формирование его
гражданской позиции и национально-культурной идентичности, на развитие
культуры речи, обогащение словарного запаса.
Специфика учебного предмета «Родная (адыгейская) литература»
определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры.
Воздействуя на обучающегося на эмоциональном и интеллектуальном
170
уровнях, адыгейская литература приобщает его к нравственно-эстетическим
ценностям, формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее
миропонимание и национальное самосознание.
3.4.5.3. Содержание программы по родной (адыгейской) литературе
сформировано с учётом преемственности по отношению к уровню начального
общего образования, межпредметных связей с учебными предметами «Родной
(адыгейский) язык», «Литература», «История». Программа по родной
(адыгейской) литературе концентрически расширяет содержание уже
усвоенных
на
уровне
начального
общего
образования
знаний,
систематизирует представления по адыгейской литературе и углубляет знания
обучающихся об историческом и жанрово-родовом развитии адыгейской
литературы. В процессе текстуального изучения литературных произведений
на уровне основного общего образования продолжается развитие устной и
письменной речи, познавательной активности, логического мышления,
умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
3.4.5.4. Программа по родной (адыгейской) литературе определяет
список разножанровых произведений (фольклор, адыгейская литература XX
века, современная адыгейская литература) и теоретико-литературных
понятий. Произведения адыгейской литературы отражают менталитет,
историю и мировосприятие адыгейского народа в художественных образах и
предполагают
понимание
литературного
произведения
как
особой
художественной картины мира.
В программу по родной (адыгейской) литературе включены переводные
произведения русской литературы, изучение которых осуществляется в
сопоставлении
с
произведениями
адыгейской
литературы,
а
также
произведения адыгейского зарубежья. Выбор писателей и произведений
обусловлен их значимостью для национальной и отечественной культуры.
Отбор
произведений
выполнен
в
аспекте
нравственно-эстетических
ценностей, что позволяет учитывать духовное развитие личности и приобщать
обучающихся к литературному наследию народа.
171
3.4.5.5. В содержании программы по родной (адыгейской) литературе
выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество,
адыгейская литература по периодам: литература 1920–1940 годов, периода
Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия, 1960–1980
годов, на современном этапе, литература адыгейского зарубежья, теория
литературы.
3.4.5.6. Основные виды деятельности обучающихся, использующиеся в
учебном процессе для достижения планируемых результатов освоения
программы по родной (адыгейской) литературе:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведений;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
творческая интерпретация текста (дополнение и развитие сюжета,
словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование отрывков из
произведений);
написание сочинений по литературным произведениям;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и
умений работать с ними;
сопоставление
высказываний
критиков
и
литературоведов,
формулирование на их основе выводов и умозаключений;
работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями,
словарями, энциклопедиями, справочниками, специальной литературой,
интернет-ресурсами.
172
3.4.5.7. Изучение родной (адыгейской) литературы направлено на
достижение следующих целей:
формирование у обучающихся культуры читательского восприятия,
приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям национальной
культуры через чтение фольклорных и литературных текстов на адыгейском
языке, общее речевое развитие;
развитие понимания адыгейской литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей и особого способа познания жизни,
специфики литературы в ряду других искусств, истории литературного
процесса,
многообразия
жанров
художественных
произведений
и
произведений устного народного творчества на адыгейском языке;
совершенствование
умений
анализировать
и
интерпретировать
художественные тексты с использованием изученных литературных понятий,
сопоставлять литературные произведения, их фрагменты, образы и проблемы
как между собой, так и с произведениями других искусств;
овладение
коммуникативно-эстетическими
возможностями
адыгейского языка на основе изучения произведений адыгейской литературы,
умениями выражать собственное отношение к прочитанному в разных видах
устных и письменных высказываний, участвовать в учебном диалоге,
воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
3.4.5.8. Общее количество часов, рекомендованное для изучения родной
(адыгейской) литературы, с 5 по 9 класс – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
3.4.6. Содержание обучения в 5 классе.
3.4.6.1. Введение.
Литература как искусство слова. От фольклора к литературе. Роль
устного народного творчества в становлении письменной адыгейской
литературы.
Государственные символы Республики Адыгея: герб, флаг, гимн.
173
И.Ш. Машбаш «Адыгэ Республикэм и Гимн» («Гимн Республики
Адыгея»).
3.4.6.2. Устное народное творчество.
Фольклор. Понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора.
Отражение в фольклоре взглядов, традиций, обычаев и поверий народа.
Сказка. Классификация сказок: бытовые, волшебные, сказки о
животных. Сюжетно-композиционное построение и характеристика каждой
группы
сказок.
Сказки
«Мышъэм
ыкъо
Шъау»
(«Сын
медведя»),
«Къуижъыерэ иныжъхэмрэ» («Куижий и великаны»), «Акъылыр зыщэфыгъэ
лIыр» («Человек, который
(«Приключения
волка»).
купил
ум»),
«Тыгъужъ
Идейно-воспитательная
кIэныр
Iэзэгъу»
функция
сказок.
Аллегоричность, тематическое разнообразие сказок.
Малые жанры фольклора. Пословицы (гущыIэжъхэр), поговорки
(гущыIэ щэрыохэр), загадки (хырыхыхьэхэр), скороговорки (IурыIупчъэхэр).
Пословицы о мужестве и выносливости, доброте и милосердии, лени и
трудолюбии, воспитанности и образованности. Значение пословиц и
поговорок и их роль в жизни человека и народа в целом. Русские и адыгейские
пословицы и поговорки.
3.4.6.3. Произведения адыгейской литературы 1920-1940 годов.
Литературная сказка. Жанровые признаки и фольклорная основа
литературных сказок. Понятие о литературной сказке. Главные идеи сказок.
Нравственная проблематика. Сходство и различие литературной и народной
сказок (композиционные и языковые особенности).
М.С. Паранук. Сказка «Рыу, сибэщ» («Бей, дубинка!»). Тема осуждения
обмана, лени, жестокости. Торжество справедливости – главная идея сказки.
Характеристика героев. Нравственная проблематика.
Ц.А. Теучеж. Биография и творчество. «Пщыщ» («Пшиш») (отрывок из
поэмы «Война с князьями и дворянами»). Описание реки. Рифма и ритм.
Стихотворение «Стхъумбыл лъагэр» («Высокий тополь»). Тема и идея
произведения.
174
А.Д. Хатков. Биография и творчество. Стихотворения «Гъатхэ»
(«Весна»), «Сырий, ежь зыери сэры» («Листок из путевого блокнота»). Тема
человека и природы. Поэтические картины Родины. Лирические переживания
поэта. Рифма и ритмика стиха.
И.С. Цей. Биография и творчество. Стихотворение «Пшыз» («Кубань»),
басня на основе фольклорной сказки «Атакъэмрэ чэткъуртэмрэ» («Петух и
курица»). Особенности характеров персонажей. Ритмика и рифма в текстах.
Сравнение басни И.С. Цея с басней И.А. Крылова «Листы и корни»:
афоризмы, аллегория в баснях авторов.
А.К. Евтых. Биография и творчество. Стихотворение «Налбый»
(«Нальбий»). Тема любви человека к животным.
Х.Б. Андрухаев. Биография и творчество. Стихотворения «Бжыхьэ»
(«Осень»), «ПцIэшхъо цIыкIу» («Маленькая ласточка»). Тема любви к
природе и животным. Особенности языка поэта.
3.4.6.4. Произведения
адыгейской
литературы
периода
Великой
Отечественной войны и послевоенного десятилетия.
М.С. Паранук. Биография и творчество. Басня на основе фольклорной
сказки «Нэипсый» («Жадный пес»). Место животных в жизни человека. Тема
жадности
в
произведении.
Аллегория
и
мораль.
Сравнение
басни
М.С. Паранука с басней И.А. Крылова «Осел и соловей»: тематика, герои,
язык.
Ю.И. Тлюстен. Биография и творчество. «Пыим ебэных» («Борьба
аульчан с захватчиками») (отрывок из романа «Немеркнущий свет»).
Художественные особенности текста. Приёмы создания характеров героев.
Тема войны в маленьком адыгейском ауле, участия детей в борьбе против
фашистов.
3.4.6.5. Произведения адыгейской литературы 1960-1980 годов.
И.Ш. Машбаш. Биография и творчество. Поэма-сказка «ШэкIуищ»
(«Три охотника»). Тема и идея произведения, его фольклорная основа. Образы
охотников. Литературные приёмы создания сказочной ситуации.
175
С.М. Яхутль. Биография и творчество. Стихотворение «Сихэку кIас»
(«Родной край»). Поэтический образ Родины. Музыкальность и поэтическая
глубина изображения Родины. Ритм как основа музыкальности стиха.
К.Х. Жанэ. Биография и творчество. Стихотворения «Хэбзэ дахэу тэ
тиIэр джащ фэд» («У адыгов обычай такой»), «Синыбджэгъу» («Мой друг»).
Обычаи и традиции народа, их роль в воспитании подрастающего поколения.
Рифма и ритмика стиха.
А.М. Гадагатль. Биография и творчество. Стихотворение «Сихэку –
сигухэкI, сигушIуагъу» («Мой край – моя боль, моя радость»). Тема любви и
добра. Образ поэта. Язык стиха.
Х.А. Ашинов. Биография и творчество. Рассказ «Кушъэ орэд»
(«Колыбельная песня»). Тема нравственности. Труд во благо людей – идея
рассказа. Сравнительная характеристика героев.
3.4.6.6. Произведения адыгейской литературы на современном этапе.
И.Ш. Машбаш. Биография и творчество. Стихотворения «Уищытхъу
cIотэщт» («О Родине»), «Хырыхыхь» («Загадка»). Тема Родины. Рифма и
ритмика стихов. Особенности языка.
Х.Я. Беретарь.
Биография
и
творчество.
Стихотворение
«Синыдэлъфыбз» («Мой родной язык»). Тема родного языка и любви к нему.
Связь поколений через обычаи и традиции народа – основная мысль.
Стихотворение «Сэра мысэр?» («Кто виноват?»). Тема экологии в
стихотворении. Охрана природы, бережное отношение к ней. Тематика и
проблематика. Художественные особенности языка.
Ш.И. Куев. Биография и творчество. Стихотворение «Ичъыг жьау
зымышIэжьрэр зырыз» («Мало, кто не помнит тень родного дерева»). Тема
экологии в стихотворении: вред искусственных водоёмов. Лиро-эпическое
звучание. Особенности стиха.
Т.И. Дербе. Биография и творчество. Стихотворение «Сыадыг» («Я –
адыг»). Тема любви поэта к своему народу. Идея. Ритмика, рифма.
3.4.6.7. Произведения литературы адыгейского зарубежья.
176
Тымэ Сеин. Биография и творчество. Стихотворения «Пшыз» («Пшиз»),
«ЗэгъашIэ, лажьэ» («Узнавай, трудись»). Тема природы и труда ради блага
народа. Проблематика пейзажной и гражданской лирики. Художественные
особенности языка.
3.4.6.8. Теория литературы.
Фольклор. Жанры фольклора. Сказка. Виды сказок (закрепление
представлений). Изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение,
метафора, постоянные эпитеты, гипербола (начальное представление).
Сказочные
формулы.
Вариативность
народных
сказок
(начальное
представление). Литературная сказка (композиционные особенности). Поэмасказка.
Пословицы.
Поговорки.
Загадки.
Скороговорки.
Портрет,
художественная деталь. Художественные особенности языка. Басня на основе
фольклорной сказки. Аллегория и мораль. Рассказ, жанровые особенности.
Тема произведения.
3.4.7. Содержание обучения в 6 классе.
3.4.7.1. Устное народное творчество.
Нартский эпос – одна из жанровых областей адыгского устного
народного творчества. Нартские сказания (тхыдэхэр) и эпические песни
(пшинатли), их композиционные и языковые особенности. Художественные
приёмы создания образов в нартском эпосе.
Сказание (тхыдэ) как жанр фольклорной прозы. Жанровые признаки
сказаний. Народная мудрость и мораль в адыгских сказаниях.
Сказание «Саусырыкъорэ Иныжъымрэ» («Как Саусырыко добыл
огонь»). Сюжет, его элементы. Композиционное построение. Храбрость и
мужество в действиях. Роль ума, смекалки и выносливости.
Сказание «Лъэпшъ къехъулIагъэр» («Серп Тлепша»). Мотив добывания
благ (создание орудий труда). Характеристика героев. Языковые особенности.
Эпические
песни
(пшинатли)
«Саусырыкъо
нартмэ
мэшIуахьэ
зэрафэкIуагъэр» («Как Саусырыко отправился добывать огонь для нартов»),
«Саусырыкъорэ Тутарыщрэ зэзао» («Бой Саусырыко и Тутариша»). Образ
177
нарта, его значение и место в нартском эпосе. Тема и проблематика.
Особенности языка.
3.4.7.2. Произведения адыгейской литературы 1920-1940 годов.
Литературная сказка. Художественные особенности поэмы-сказки.
Сходство и различие литературной и народной сказок. Воспитывающая роль
литературной сказки.
А.Д. Хатков. Биография и творчество. Поэма-сказка на основе
фольклорной сказки «Чэтыужъ хьаджэ-ефэнд зызэришIыгъэр» («Кот-хаджи»).
Образы. Характеристика кота.
И.С. Цей. Биография и творчество. Поэма-сказка на основе фольклорной
сказки «ТхьакIумкIыхьэм ихьадэIус» («Заячья тризна»). Основная тема.
Характеристика героев, их поступков. Народная мудрость и мораль. Сюжет и
композиция.
3.4.7.3. Произведения
адыгейской
литературы
периода
Великой
Отечественной войны и послевоенного десятилетия.
Т.М. Керашев.
Биография
и
творчество.
«Хьатх
Мыхьамэтрэ
Анцокъорэ» («Хатх Магамет и Анчок») (отрывок из повести «Дочь
шапсугов»). Художественные образы и особенности произведения. Мотивы
поступков героев. Средства создания характеров. Роль пейзажа, портрета,
детали.
М.С. Паранук. Биография и творчество. Стихотворения «КIымаф»
(«Зима»), «ЛIыжъ щтыргъукI» («Дед Мороз»). Пейзажная лирика. Тема
природы и человека, детей и Деда Мороза. Стих, ритмика, рифма.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» («КIымэфэ пчэдыжь»)
(перевод А.Д. Хаткова). Общая тема единения человека и природы.
К.Х. Жанэ. Биография и творчество. Рассказ «Чъыгэежъым итхыд»
(«Тайна старого дуба»). Тема защиты окружающей природы. Нравственные
ценности. Проблематика произведения. Сюжет. Роль пейзажа, портрета,
детали.
Стихотворения «ЦIыфыр зыкIыщыIэр» («Смысл жизни»), «Сикъуадж»
(«Мой аул»). Тема традиций народа, их роль в воспитании подрастающего
178
поколения. Поэтический образ Родины. Языковые особенности. Рифма и
ритмика стиха.
А.М. Гадагатль. Биография и творчество. Поэма «Чъэрэ нэфын»
(«Бегущий огонек»). Время, события, образы. Язык и стиль поэта.
3.4.7.4. Произведения адыгейской литературы 1960-1980 годов.
И.Ш. Машбаш. Биография и творчество. «Партизанхэр сакъых»
(«Партизаны бдительны») (отрывок из романа «Метельные годы»). Образы
партизан (Жачагу, Хатам), их мужество и героизм. Характеристика предателей
Родины (Хаджимос, Касей). Тематика и проблематика произведения.
Изобразительно-выразительные средства.
Стихотворение «Ныдэлъфыбз» («Родной язык»). Основная идея. Роль
родного языка в жизни человека. Ритмика и рифма стихотворения.
Х.Я. Беретарь. Биография и творчество. Стихотворение «ЛIыжъымрэ
ыкъорэ» («Старик и сын»). Тема лени и трудолюбия. Ритмика и рифма
стихотворения.
Стихотворение «Илъэсым исурэт» («Времена года»). Пейзажная лирика.
Особенности поэтической речи.
П.К. Кошубаев. Биография и творчество. Рассказ «Хъырбыдз пасэхэр»
(«Ранние арбузы») (отрывок). Тема детской дружбы. Образ Казбека.
Сравнительная характеристика героев. Языковые особенности.
Сравнение рассказов П.К. Кошубаева и В.П. Астафьева (рассказ «Конь с
розовой
гривой»):
проблематика,
сюжет,
художественные
средства
изображения героев.
К.Х. Кумпилов. Биография и творчество. Стихотворения «Адыгэ хэку»
(«Адыгея»), «ЦIыфэу ущыIэным къикIырэр» («Быть человеком»), «Чъыгэу
зизакъу» («Одинокое дерево»). Гражданская и философская лирика.
Особенности поэтической речи.
3.4.7.5. Произведения адыгейской литературы на современном этапе.
Н.Ю. Куек.
Биография
и
творчество.
Стихотворение
«Заор
зэраукIыгъэр» («Победители войны»). Тема Великой Отечественной войны.
Память о героях войны. Особенности поэтической речи.
179
Стихотворения «Сэпсэу сыбгъэлъэпIагъэу» («Живу твоей любовью»),
«Бзыухэр мэбыбыжьых» («Птицы улетают»). Тема любви к родной земле.
Приёмы создания поэтического образа. Символ. Ритмика и рифма.
Р.М. Нехай. Биография и творчество. Стихотворение «Сыадыг зыIорэр
адыга зэкIэ?» («Всяк ли адыг, кто себя называет?»). Приёмы создания
поэтического образа. Идея. Ритмика, рифма.
Рассказ «Айтэч ипэIомед» («Особенная шапка Айтека»). Тема
послевоенного времени в стране, помощи аульчан вдовам. Сюжетное и
композиционное построение, роль изобразительно-выразительных средств.
М.И. Емиж.
Биография
и
творчество.
Стихотворение
«Дунаим
щыхъурэр гукIодмэ» («Трагические события мира»). Философская лирика.
Тема охраны окружающей среды. Музыкальность и поэтическая глубина
изображения. Ритм и рифма. Сравнение с лирикой М.Ю. Лермонтова («Тучи»,
«Листок», «Утес»): тема одиночества и природы. Общность идеи в лирике
поэтов.
М.И. Тлехас. Биография и творчество. Стихотворение «СэгъэшIагъо»
(«Удивление»). Идея произведения. Рифма и ритмика стиха.
3.4.7.6. Произведения литературы адыгейского зарубежья.
Берзедж Сафер. Биография и творчество. Стихотворения «КъэдаIу,
сикъош» («Слушай, брат»), «Хэгъэгу гупшыс» («Народная мысль»). Тема
депортации адыгов во второй половине XIX века после окончания Кавказской
войны, тема ностальгии и возвращения на Родину. Изобразительновыразительные средства языка в стихотворениях. Ритм и рифма в текстах.
3.4.7.7. Теория литературы.
Сказание
как
жанр.
Пейзажная
лирика.
Гражданская
лирика.
Философская лирика. Стих, ритм, рифма. Композиция произведения. Сюжет,
его элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка). Пейзаж. Идея произведения. Описание. Повествование.
3.4.8. Содержание обучения в 7 классе.
3.4.8.1. Введение.
180
Литература как словесное искусство. Человек как главный объект
изображения в художественной литературе. Художественная литература в
жизни человека. Связь фольклора и
литературы. Фольклоризмы
в
произведениях адыгейской литературы.
3.4.8.2. Устное народное творчество.
Фольклор и его основные жанры. Особенности произведений устного
народного творчества. Выражение в произведениях фольклора нравственных
идеалов народа.
Нартский эпос. Эпическая песня (пшинатль) «Нарт Шэбатныкъу»
(«Песня о Шабатнуко»). Образ Шабатнуко в пшинатле как олицетворение
мужества и отваги. Языковые особенности текста.
Предание «Къолэжъымыкъо Зезэрыхьэ итаурыхъ» («Предание о
Колежмыко Зезарахе»). Образ Колежмыко, его поступки. Сопоставление
героев. Реальное и вымышленное в предании.
Песнь-плач (гъыбзэ) «Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт игъыбз» («Песньплач о Коджебардыко Магамете»). Основная тема – историческое прошлое
адыгов, изображение народного героя ХIХ века. Роль портрета, детали в
тексте. Мужество и человечность героя. Художественные приёмы воссоздания
исторического образа-персонажа.
3.4.8.3. Произведения адыгейской литературы 1920-1940 годов.
А.Д. Хатков.
Биография
и
творчество.
Стихотворение
«Типсы
шхъухьашI» («Река»). Картины природы. Создание художественного образа,
языковые особенности.
Стихотворения «Мэкъуоныгъо маз» («Месяц сенокоса»), «Лэжьыгъэм
имаф» («День урожая»). Поэтическая речь. Поэтизация природы. Пейзажное
мастерство писателя. Время. Образы тружеников. Сравнение с лирикой
А.С. Пушкина («Осень», «Зима», «Цветок») (перевод А.Д. Хаткова). Тема
любви к природе, Родине в лирике поэтов.
Ш.И. Кубов. Биография и творчество. Стихотворение «Шахъом иорэд»
(«Песня табунщика»). Описание красоты природы Адыгеи. Размышления
лирического героя о своей земле. Ностальгические мотивы в песне.
181
Поэма-сказка «Е пшIэу, шIу ущымыгугъ» («Совершая зло, не надейся на
добро»). Сюжет, его элементы: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка. Фольклоризмы в поэме-сказке.
Ц.А. Теучеж. Биография и творчество. Стихотворение «Сижъышъхъэм
сыжъудэбэкъон»
(«В
ногу
с
юными
идти»).
Автобиографичность
произведения. Сложность человеческой судьбы автора. Противопоставление
старого мира и нового.
3.4.8.4. Произведения
адыгейской
литературы
периода
Великой
Отечественной войны и послевоенного десятилетия.
Т.М. Керашев. Биография и творчество. Рассказ «Умыуцумэ, къиуцукI
уIукIэн» («Урок мужества»). Тема, идея, основные образы рассказа.
Нравственная проблематика. Понятие о национальном характере. Язык и
стиль.
Рассказ «Партизан шыпхъу» («Сестра партизана»). Тема войны,
сюжетные линии. Основные эпизоды и сцены. Образы Софьи и Чуца. Истоки
героического характера.
М.С. Паранук. Биография и творчество. Стихотворение «Орэдыр
фэмыгъэкIосэн» («Песню не задушить»). Басня «Баджэмрэ Къэрэумрэ» («Лиса
и Цапля»). Музыкальность и поэтическая глубина изображения. Авторская
басня
на
основе
заимствованного
сюжета
из
русской
литературы.
Национальная специфика образов. Сочетание лиризма, юмора и сатиры в
басне.
Ю.И. Тлюстен.
Биография
и
творчество.
«Асхьадрэ
Сурэтрэ»
(«Возвращение Асхада») (отрывок из романа «Ожбаноковы»). Идея о
моральной ответственности человека за свое поведение и окружающий его
мир. Изображение меняющегося внутреннего мира героини. Мастерство
писателя в построении сюжета, создании образов. Языковые особенности
текста.
А.К. Евтых. Биография и творчество. Стихотворение «Народым ишъэо
кIас» («Любимый сын народа»). Тема войны. Художественные образы и их
182
прототипы. Образ героя Великой Отечественной войны Даута Нехая.
Нравственные и патриотические идеи в тексте.
Стихотворение «Ным факIо» («Письмо матери»). Идея, изобразительновыразительные средства в тексте. Образ матери лирического героя.
Психологизм в изображении образа матери. Сравнение со стихотворением
К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Тема
патриотизма и ответственности за Родину в стихотворениях поэтов.
Д.Г. Костанов.
Биография
и
творчество.
Рассказ
«Пщыпый»
(«Пшипий»). Историческая основа и народнопоэтические истоки. Герой и
читатель. Патриотический пафос произведения.
Рассказ «Ныхэр» («Матери»). Изображение жизни послевоенного
периода. Тема доброты, человечности, дружбы народов. Художественные
образы и нравственная идея рассказа.
Х.Б. Андрухаев. Биография и творчество. Стихотворения «Кавказ»,
«Гъэмэфэ пчэдыжь» («Летнее утро»), «Тичъыгыжъ дэжь» («У нашего старого
дерева»). Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о
неразделимости судьбы человека и народа. Нравственная проблематика.
3.4.8.5. Произведения адыгейской литературы 1960-1980 годов.
С.М. Яхутль. Биография и творчество. Стихотворения «Пчэдыжь
рэхьат» («Спокойное утро»), «Оял» («Дождливый день»). Тема красоты
природы и нравственно-эмоциональное состояние автора. Художественное
своеобразие стихотворений.
К.Х. Жанэ. Биография и творчество. Рассказ «Елмызэ ибзыухэр»
(«Тайна Ельмиза»). Тема человека и природы. Богатство внутреннего мира
главного героя Ельмиза. Идея, сюжетно-композиционное построение.
Рассказ «Бирамкъулэрэ пцIэшхъо цIыкIумрэ» («Бирамкуль и ласточка»).
Образы человека и птицы. Художественно-изобразительные средства в тексте.
И.Ш. Машбаш. Биография и творчество. Стихотворения «Адыгэ цый»
(«Черкеска»),
«Удж»
(«Удж»),
«ЗэфакIу»
(«Зафак»),
«Ислъамый»
(«Исламей»). Изображение красоты адыгского мужского костюма (черкески),
значение танца в жизни народа. Стих, ритмика, рифма.
183
«ЧырэкIо кIалэхэр» («Тембот и Джамбулат») (отрывок из романа
«Тропы из ночи»). Социальная и нравственная проблематика. Классовая
борьба в дореволюционном ауле. Раскрытие характера героев через их
поступки, речь, взаимоотношения, авторскую оценку. Сопоставление героев.
Художественно-изобразительные средства в тексте.
Х.А. Ашинов. Биография и творчество. Рассказ «Нысэнор» («Бабушка
Нисанор»). Горечь и боль утраты родных на войне. Тема милосердия,
уважения к прошлому, исторической памяти. Изобразительно-выразительные
средства в тексте.
3.4.8.6. Произведения адыгейской литературы на современном этапе.
Х.Я. Беретарь. Биография и творчество. Стихотворение «Зы лъэпкъы
чъыг» («Дерево рода»). Тема родной земли, духовной преемственности
поколений.
Поэма «Чылэм итхыд» («Сказ об ауле») (отрывок). Замысел, история
создания и особенности композиции. Авторская позиция. Язык и стиль
произведения.
П.К. Кошубаев.
Биография
и
творчество.
Повесть
«Тэтэжъ»
(«Дедушка») (отрывок). Тема войны, героизма и стойкости взрослых и детей в
борьбе с врагом. Роль портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в тексте.
К.Х. Кумпилов. Биография и творчество. Стихотворения «Джыри
уихьаку о мыкIосагъ» («Еще не погас твой очаг»), «Силъэныкъо гупс»
(«Родимый край»). Лирические переживания поэта. Тема сыновней любви и
извечной вины перед памятью матери, любви к Родине, к своему народу.
Художественное своеобразие языка стихотворений.
Н.Ю. Куек. Биография и творчество. Стихотворения «Сят» («Мой
отец»), «ПсынэкIэчъ» («Родник»). Тема любви к родной земле, к жизни,
уважительного отношения к родителям. Особенности поэтической речи.
Приёмы создания поэтического образа. Символ. Художественная глубина
стихотворений.
Пьеса «ЧIыгуи огуи зэдытий» («Мальчик и злой дух») (отрывок).
Лирические
переживания
поэта
о
184
родной
природе.
Использование
фольклорных мотивов и традиций в произведении. Особенности изображения
героев и природы в тексте. Тематика и проблематика. Сюжет и
композиционное построение. Язык и стиль пьесы.
Р.М. Нехай.
Биография
и
творчество.
Стихотворения
«Адыгэ
пшъашъэхэр» («Адыгейские девушки»), «Умытыгъэу тыгъэу укъепсына?»
(«Сможешь светить, не будучи солнцем?»). Образы в произведениях. Тема
чести. Философские размышления о жизни. Тонкий психологизм лирики.
Особенности поэтической речи.
Н.Н. Багов. Биография и творчество. Стихотворения «Сыригъус чIыгу
рэхьатым» («Я на стороне мирной земли»), «Нахьыжъмэ ягъэсэпэтхыд»
(«Советы старших»). Пейзажная и гражданская лирика. Размышления о
природе, судьбах людей, традициях народа. Художественно-композиционные
и языковые особенности. Мастерство поэта в передаче внутреннего мира
человека.
Ю.Г. Чуяко. Биография и творчество. Рассказ «КъэкIожь, Титыу, къэкIоо-жь» («Вернись, Титу, вер-ни-сь»). Тематика и проблематика. Сюжет и
композиционное построение. Авторская позиция. Язык и стиль рассказа.
Р.И. Махош. Биография и творчество. Стихотворение «ХьакIэщ»
(«Кунацкая»). Тема почитания старших. Отражение адыгейских традиций и
обычаев в произведении. Нравственная проблематика. Рифма и ритмика стиха.
А.Р. Ожев. Биография и творчество. Рассказ «ГукIэгъу» («Доброта»).
Нравственная проблематика. Мастерство в изображении природы и
отношения к ней главного героя. Роль изобразительно-выразительных
средств.
С.Н. Сиюхов. Биография и творчество. Рассказ «Чэрэзищ ятхыд» («Сказ
о трех вишенках»). Тема предназначения человека, взаимоотношений в семье.
Проблематика. Роль пейзажа, портрета, художественной детали, авторской
оценки в произведении. Язык и стиль писателя.
3.4.8.7. Произведения литературы адыгейского зарубежья.
Енамуко Моулид. Биография и творчество. Стихотворения «Хэт
ущыщ?» къысэмыIу!» («Не спрашивай, откуда я родом»), «СышъолъэIу,
185
къэрэухэр» («Аисты, прошу вас»). Тема и идея. Нравственная проблематика
произведений. Размышления о судьбах адыгов на чужбине, постоянной
ностальгии. Художественно-композиционные и языковые особенности.
Мастерство поэта в передаче внутреннего мира героя.
3.4.8.8. Теория литературы.
Фольклор, фольклоризмы. Нартский эпос. Предания, их художественная
структура. Песня-плач, эпическая песнь – пшинатль. Аллитерация. Адыгская
рифма. Изобразительно-выразительные средства: антитеза. Портрет. Деталь.
Символ. Проблематика произведения.
3.4.9. Содержание обучения в 8 классе.
3.4.9.1. Устное народное творчество.
Фольклорные тексты. Жанровое разнообразие. Отражение в фольклоре
духовной жизни адыгского народа. Национальный характер, народный герой,
особенности
культуры,
психологии,
философии
в
фольклорных
произведениях. Языковые особенности.
«Хъымыщыкъо Пэтэрэз ипщыналъ» («Песнь о нарте Патарезе»). Герой
нартского эпоса, его облик и поступки. Сила и отвага богатыря в борьбе со
злом. Нравственные ценности в произведении. Композиционные и языковые
особенности.
Сказка «ЛIыжъ Iуш» («Мудрый старик»). Идейно-философское
содержание сказки. Искренность восприятия жизни как величайшая ценность.
Утверждение
общечеловеческих
ценностей.
Воспитательная
функция.
Аллегоричность. Языковые и композиционные особенности.
Сказание «Чэчаныкъо Чэчан» («Чечаныко Чечан»). Тематика историкогероического сказания. Жанровые признаки. Противоборство и торжество
героя в борьбе с врагами. Образы нартов Шабатныко и Чечана.
Сказание «Джэбагъ ихьыкум» («Суд Джабага»). Справедливое решение
Джабагом спора между взрослыми и мальчиком. Языковые и композиционные
особенности.
Песня-плач (гъыбзэ) – песенный жанр фольклора. Поэтика песни-плача.
«Айдэмыркъан игъыбз» («Песня-плач об Айдемиркане»). История песни.
186
Сюжет,
композиция,
ритмика,
интонационные
особенности.
Образ
Айдемиркана.
Историческая песня как жанр народной поэзии. Народная песня
«Фэрзэпэ заом иорэд» («Песнь о битве в устье реки Фарз»). Жанровые
особенности. Выражение патриотических и освободительных стремлений
народа.
Художественное
своеобразие
(параллелизмы,
ритмические
особенности, повторы).
3.4.9.2. Произведения адыгейской литературы 1920-1940 годов.
А.Д. Хатков. Биография и творчество. Стихотворение «Жъыгъо»
(«Старость»). Сравнительная характеристика двух миров (до и после
Октябрьской революции) и воспевание новой жизни. Лирический герой, его
размышления о жизни, быстро текущем времени.
Стихотворение «Къаштэ пIапэ» («Дай руку»). Тема единства народа.
Рассказ «ТызэшIокIодынэп» («Сочтемся»). Реалистическое изображение
тяжёлой жизни героя в начале ХХ века. Идея и проблематика в произведениях.
Языковые особенности.
И.С. Цей.
Биография
и
творчество.
Повесть
«Шъхьэзакъу»
(«Одинокий»). Изображение беззащитности и трагедии одинокого человека.
Противопоставление
героев.
Сюжетно-композиционное
построение.
Основной конфликт. Языковые особенности.
Ю.И. Тлюстен.
Биография
и
творчество.
Новеллы
«ШъхьакIом
сырихьыжьагъ» («Меня обуяла обида»), «Хьэм сыкъегъэнэжьы» («Спасла
собака»), «ГъукIэм ипсын» («Колодец кузнеца»). Тематика и проблематика.
Языковые и сюжетно-композиционные особенности. Сходства и различия
рассказа и новеллы.
3.4.9.3. Произведения
адыгейской
литературы
периода
Великой
Отечественной войны и послевоенного десятилетия.
Т.М. Керашев. Биография и творчество. Повесть «Хьаджрэт» («Абрек»).
Проблема взаимоотношения личности и истории, человека и окружающего его
мира (конец ХIХ – начало ХХ века). Образ абрека Каймета – борца за
187
справедливость.
Образ
Зары,
её
готовность
к
самопожертвованию.
Психологизм произведения. Богатство языка.
Новелла
«Шахъомрэ
пшъэшъэ
пагэмрэ»
(«Месть
табунщика»).
Переосмысление нравственных ценностей героями. Пейзаж как средство
художественного изображения и раскрытия характеров героев. Исторические
экскурсы для более полного представления национального характера и
психологии адыга. Характеристика героев и их поступков. Особенности
сюжета и композиции.
М.С. Паранук. Биография и творчество. Поэма «Жъогъуищ» («Три
звезды»). Лиро-эпическая поэма-исповедь.
Басни «Аслъан пащэмрэ бэджэ хъоршэрымрэ» («Начальник Лев и
хитрая Лиса»), «Щыдыр номенклатурэ IофышI» («Осел – номенклатурный
работник»), «ПкIэшъэхъумрэ бжьэмрэ» («Гусеница и пчела»). Басня как
эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция.
Аллегория. Мораль. Басенный стих. Значение басни в обогащении языка
афоризмами и пословицами. Сравнение героев басен М.С. Паранука с героями
басен Л.Н. Толстого («Собака и её тень», «Осёл и лошадь», «Лев и лисица»):
аллегория и мораль.
А.К. Евтых. Биография и творчество. Рассказ «Нэфын» («Рассвет»).
Тема дружбы народов. Образ Марины и Якуба. Приёмы психологической
характеристики героев. Поэтическая атмосфера рассказа. Язык и стиль.
Д.Г. Костанов. Биография и творчество. Рассказ «Хъот борэн»
(«Буран»). Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.
Система художественных образов. Сравнительная характеристика героев.
Роль пейзажа, портрета, детали, авторской оценки в тексте.
3.4.9.4. Произведения адыгейской литературы 1960-1980 годов.
Ш.И. Кубов. Биография и творчество. Поэма «Туман-бей» («Туманбей»). Историзм поэмы. Тема судьбы человека-адыга, ставшего султаном
Египта. Изображение войны в поэме. Образ шейха, предавшего султана.
Характеристика героев. Композиционное построение. Язык и стиль.
188
С.М. Яхутль. Биография и творчество. Стихотворения «Сыдэу удаха»
(«Как ты красива»), «Шъхьэгуащэ» («Река Белая»). Авторская позиция.
Пейзаж
как
средство
художественного
изображения
героев,
их
психологического состояния. Рифма и ритмика. Стилевые особенности.
А.М. Гадагатль. Биография и творчество. Баллада «Псэемыблэжь»
(«Подвиг»). Литературная баллада как лиро-эпический жанр. Создание
балладного сюжета. Нравственная проблематика. Образ Абубачира Чуца,
героя войны. Особенности баллады. Изобразительно-выразительные средства
в тексте.
И.Ш. Машбаш.
Биография
и
творчество.
Стихотворения
«Тщыгъупшэщтэп» («Суровая память»), «Хьэмам» («Баня»). Тема Великой
Отечественной войны, вечной памяти о погибших. Сравнение с поэмой
А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (фольклорные мотивы).
Лиро-эпическая поэма «Хыуай» («Шторм»). Тема переселения адыгов в
Турцию во второй половине ХIХ века. Историзм поэмы. Характеристика
героев. Пейзаж, портрет, деталь, авторская оценка в тексте. Язык и стиль.
Х.А. Ашинов. Биография и творчество. Рассказы «УIэгъэжъхэр»
(«Старые раны»), «ЧIыгу IэшIу» («Сладкая земля»). Тема войны и вечной
памяти о погибших. Традиции народа и воспитание молодежи. Нравственные
ценности и их интерпретация в рассказах. Лиризм и психологизм.
Художественные средства раскрытия героев.
Г.К. Схаплок. Биография и творчество. Драма «Даут» («Даут»).
Изображение событий Великой Отечественной войны. Образ Даута Нехая,
героя войны. Сюжет, его элементы. Композиционное построение.
3.4.9.5. Произведения адыгейской литературы на современном этапе.
С.И. Панеш.
Биография
и
творчество.
Рассказ
«Къэгъэзэгъу»
(«Поворот»). Тема гармонии человека с миром. Изображение аульского быта
и
взаимоотношений
между
людьми.
Художественно-изобразительные
средства в тексте.
Н.Ю. Куек. Биография и творчество. Драма «Псым ыхьырэ Iуашъхь»
(«Плывущий остров»). Тема затопления адыгейских аулов в 1970 годах для
189
создания рукотворного моря. Нравственный и социальный конфликт сюжета.
Сравнительная характеристика героев, художественные приёмы их создания.
Язык и стиль.
С.А. Хунагова. Биография и творчество. Стихотворения «Кавказ
къушъхьэмэ…» («Кавказские горы…»), «Ощ пай, силъэпкъ» («Для тебя, мой
народ!»), «Сянэ фэдэ тетэп мы дунаим» («Лучше моей матери нет на свете»).
Гражданская лирика. Гармоничность и музыкальность поэтической
речи. Образы матери и народа. Язык и стиль поэта. Сравнение со
стихотворениями А.С. Пушкина («Друзьям», «К Чаадаеву», «Зимний вечер»):
изобразительно-выразительные средства в текстах.
З.И. Хакунова-Хуаз. Биография и творчество. Басни «Пылымрэ
Къамзэгумрэ» («Слон и муравей»), «Шъоутыгъур нафэ хъугъэ» («Попался
воришка меда»). Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений.
Иносказательный
и
обобщающий
смысл
басен,
их
обличительная
направленность. Лаконизм. Афористичность.
Лиро-эпическая поэма «Гъэщыр» («Еда»). Тематика и проблематика.
Художественные особенности языка и композиционного построения.
Х.Х. Хурумов. Биография и творчество. Рассказ «Синанэ ыIэ шъабэхэр»
(«Нежные руки мамы»). Автобиографичность сюжета. Мастерство в
изображении героя. Сюжетно-композиционные и языковые особенности.
3.4.9.6. Произведения литературы адыгейского зарубежья.
Хагур Ахмед-Мидхат. Биография и творчество. Драма «Адыгэ оркъхэр»
(«Адыгские дворяне»), первая часть. Идея, тематика, проблематика.
Отражение жизни адыгов за рубежом во второй половине XIX века.
Ментальность народа и герои произведения. Сюжет и конфликт. Языковые
особенности текста.
3.4.9.7. Теория литературы.
Фольклор. Сказание. Историко-героическая песня. Повесть. Поэма.
Авторская позиция. Психологизм. Конфликт произведения. Художественный
образ. Ирония. Юмор. Сатира. Драма как род и жанр, её особенности. Ремарка.
3.4.10. Содержание обучения в 9 классе.
190
3.4.10.1. Введение.
Роль художественной литературы в духовной жизни человека.
Адыгейская литература как искусство слова. Основные темы адыгейской
литературы. Фольклорные мотивы и традиции в литературных произведениях.
3.4.10.2. Устное народное творчество.
Народная песня – жанр фольклора. Песни трудовые (IэнэтIэ орэдхэр),
врачевальные (кIэпщэ орэдхэр), колыбельные (кушъэ, кушъэхэпхэ орэдхэр),
первого шага ребенка (лъэтегъэуцо орэдхэр), свадебные (нысэщэ-джэгу
орэдхэр), песни героические (лIыхъужъ орэдхэр), песни-плачи (гъыбзэхэр),
историко-героические
песни
(тарихъ-лIыхъужъ
орэдхэр),
шуточные
(сэмэркъэу орэдхэр), сатирические (лакъырд орэдхэр).
Героические песни – памятник многовековой борьбы народа, выражение
патриотизма адыгов. Художественные особенности историко-героических
песен. Герои и сюжеты.
Песнь «Хьатх я КъокIасэ иорэд» («О Хатхе Кочасе»). История песни,
сюжет, композиция. Тематика песни. Художественные особенности языка
песни.
3.4.10.3. Произведения адыгейской литературы 1920-1940 годов.
Т.М. Керашев. Биография и творчество. Роман «Дорога к счастью» –
первый в адыгейской литературе роман. Воспроизведение в романе картины
социального преобразования в Адыгее в период становления советской
власти. Образы «новых» людей в романе – Биболет, Доготлуко. Женские
образы – Нафисет, Амдехан, их становление на путь самостоятельной жизни.
Богатство языка писателя.
А.Д. Хатков. Биография и творчество. Рассказ «Былым фэкIод»
(«Жертва денег»). Реалистическое изображение тяжелой жизни адыгейского
народа в прошлом, бесправное положение женщины. Идея и проблематика в
рассказе. Языковые и сюжетно-композиционные особенности.
И.С. Цей. Биография и творчество. Рассказ «Фатмэм игушIуагъу»
(«Фатимино счастье»). Положение женщины-адыгейки в семье и обществе.
191
Образы Куацы и Бачмиза. Обличение жадности и жестокости старика Тамыху
по отношению к дочери.
3.4.10.4. Произведения адыгейской литературы периода Великой
Отечественной войны и послевоенного десятилетия.
Х.Б. Андрухаев. Биография и творчество. Стихотворения «СыщыIэ
сшIоигъу» («Хочу жить»), «Чабэ къыIотэжьырэр» («Рассказ Чабы»),
«Бжыхьэпэ пчэдыжь» («Осеннее утро»). Художественный мир лирического
героя. Тема патриотизма, любви к своему народу, краю, родному языку. Язык
и стиль произведения.
Ю.И. Тлюстен. Биография и творчество. Роман «Къушъхьэр къэнэфы»
(«Свет в горах»). Тема Великой Отечественной войны, борьбы аульчан во
время оккупации. Историзм романа. Образы стариков и молодых в
произведении. Героический поступок Хасана и его гибель. Истоки победы
народа над фашизмом. Реализм в изображении военного быта и мастерство
писателя.
А.К. Евтых. Биография и творчество. Повесть «Сшынахьыжъ» («Мой
старший брат»). Тема и идея повести. Лиризм повести. Изображение быта и
традиций в адыгском ауле до и после революции. Сюжет и герои повести.
Образ главного героя – подростка Мурата.
Д.Г. Костанов. Биография и творчество. Рассказ «IошъхьитIу» («Две
высоты»).
Военная,
нравственно-философская
проблематика.
Композиционная структура рассказа. Образ главного героя Каплана,
ретроспективная
сюжетная
линия
его
воспоминаний.
Историзм
и
художественное своеобразие.
С.М. Яхутль. Биография и творчество. Тематика и художественные
особенности песен «Си Хьабидэт» («Моя Габидет»), «Адыгееу сикIас»
(«Адыгея родная моя»), «Гупшыс» («Раздумье»), «Саида». Поэтизация картин
малой родины, истоки художественных образов. Стихотворные лирические
произведения о родине, природе как выражение поэтического восприятия
окружающего мира и осмысление собственного мироощущения. Конкретные
пейзажные
зарисовки
и
обобщенный
192
образ
Адыгеи.
Особенности
поэтического языка. Вклад поэта в музыкальную культуру адыгейского
народа.
3.4.10.5. Произведения адыгейской литературы 1960-1980 годов.
К.Х. Жанэ.
«Шапсыгъэхьаблэ
Биография
и
творчество.
къыщыхъугъэхэр»
Сборники
(«Рожденные
в
рассказов
Шапсугхабле»),
«Шапсыгъэхьаблэхэр жъы хъухэрэп» («Аул Шапсуг улыбается»). Сюжеты
рассказов. Сцены аульской жизни. Авторское отношение и народный юмор.
Образы автора-повествователя и его спутника Алия. Автобиографичность
рассказов. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества людей.
Символика новой жизни. Сравнение героев К.Х. Жане с героями рассказа
А.И. Куприна «Куст сирени»: схожесть сюжетов, изображения характеров.
А.М. Гадагатль. Биография и творчество. Лиро-эпические поэмы
«Лащын» («Лашин»), «Батмэтыкъохэр» («Батметуковы»). Произведения об
историческом прошлом адыгов. Влияние фольклора на формирование
исторической поэмы. Сюжет и композиция. Языковые особенности
произведений.
Х.А. Ашинов. Биография и творчество. Рассказ «Нысэщэ орэд»
(«Свадебная песня»). Описание песни «Привоз невесты». Жанровые
особенности, психологизм и нравственная проблематика. Мастерство
писателя
в изображении
внутреннего
мира
героев. Юмор,
лиризм
повествования. Психологизм и нравственная проблематика в рассказах
Х.А. Ашинова «Свадебная песня» и А.П. Платонова «Возвращение».
3.4.10.6. Произведения адыгейской литературы на современном этапе.
И.Ш. Машбаш. Биография и творчество. Лиро-эпическая поэма «ЦIыф
лъэшхэр» («Сильные люди»). Тема Великой Отечественной войны. Реальная
жизнь адыгейского аула в годы оккупации. Образы аульчан. Образ главной
героини поэмы Нурджан – воплощение стойкости и самопожертвования.
Сюжетная основа поэмы и композиционные особенности. Историзм
произведения. Поэтическое мастерство автора.
Х.Я. Беретарь.
Биография
и
творчество.
Лиро-эпическая
поэма
«Къушъхьэм ишIулъэгъу» («Любовь горы»). Герой поэмы – носитель
193
исторического и нравственного опыта эпохи, народа, нации. Проблематика и
характеры героев. Авторская позиция. Мастерство писателя в описании
трагических событий войны.
П.К. Кошубаев. Биография и творчество. Лиро-эпическая повесть
«ЧIыфэ» («Долг»). Трагедия войны и проблема выбора. Образ главного героя
повести Туркубия Шеванука – бывшего фронтовика, ставшего предателем.
Лиризм повести. Особенности композиционного построения.
К.Х. Кумпилов. Биография и творчество. Философская поэма «О ухэт,
цIыфыр?» («Ты кто, человек?»). Философская лирика. Особенности
композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как
композиционный центр. Портрет и речь героя как средства выражения
авторского отношения. Синтез личных, философских и гражданских мотивов
в лирике поэта.
Н.Ю. Куек. Биография и творчество. Рассказ «Абдзахэмэ ян» («Мать
абадзехов»).
Героическое
прошлое
народа,
борьба
с
иноземными
захватчиками. Образ матери, потерявшей мужа и семерых сыновей в годы
Кавказской войны. Художественные приёмы и средства проникновения во
внутренний мир героя. Мужество матери и самоотверженность сыновей.
Фольклорные мотивы в рассказе.
Р.М. Нехай.
Биография
и
творчество.
Лиро-эпическая
поэма
«Чэщныкъом пчъэм къытеох» («Ночью стучатся в дверь»). Историческая и
социальная основа сюжета. Жанровое своеобразие. Характеристика главных
героев Нарыча и Алкеса. Морально-нравственная проблематика. Сюжетнокомпозиционные особенности.
Н.Н. Багов. Биография и творчество. Стихотворение «Улъэш о, цIыфыр,
улъэш» («Силен ты, человек, силен»). Гражданская лирика. Размышления о
природе, судьбах людей, традициях народа. Художественно-композиционные
и языковые особенности. Мастерство поэта в передаче внутреннего мира
человека. Тема предназначения человека в стихотворениях Н.Н. Багова и
С.А. Есенина «Всю душу выплесну в слова…».
194
С.А. Дзыбова. Биография и творчество. Лирическая повесть «Сурэт
ныкъошI» («Неоконченная картина»). Жанровые особенности, психологизм и
нравственная проблематика. Гуманизм и сострадание как нравственная основа
взаимоотношений героев. Раздумья о смысле жизни. Художественноизобразительные
средства
в
обрисовке
характеров. Композиционные
особенности. Стиль писателя.
С.Н. Сиюхов. Биография и творчество. Лиро-эпическая повесть
«Ашыкъым иджэгу» («Танец смерти»). Тема азартных игр. Жизненный путь
человека, находящегося во власти азарта, и его трагический конец. Сюжетнокомпозиционное построение повести. Особенности языка и стиля писателя.
3.4.10.7. Произведения литературы адыгейского зарубежья.
Натхо Кадыр. Биография и творчество. Драма «Мэдэя» («Медея»),
первая часть. История создания пьесы. Эпоха и судьба женщины. Добро и зло
в драме. Сюжет и конфликт. Композиция. Язык и стиль драматургического
произведения.
3.4.10.8. Теория литературы.
Фольклор. Народные песни, их жанровая классификация. Лирическая и
эпическая поэма. Литературный герой (поступки и характер, речевая
характеристика,
отношения
с
другими
героями,
авторская
оценка).
Лирическая повесть. Роман. Эпиграф. Историзм. Автобиографичность.
3.4.11. Планируемые результаты освоения программы по родной
(адыгейской) литературе на уровне основного общего образования.
3.4.11.1. В результате изучения родной (адыгейской) литературы на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
195
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров
из родной (адыгейской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров
из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной
организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(адыгейского) языка и родной (адыгейской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений
адыгейской литературы, а также русской и зарубежной литератур;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение
к
символам
России,
государственным
праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение
в адыгейской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных
произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
196
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил
безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и
других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой
поступков литературных героев;
197
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
адыгейского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с
198
использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики литературного образования, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей
литературных произведений;
способность
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях
неопределенности,
повышать
уровень
своей
компетентности
через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение
оперировать
основными
понятиями,
представлениями в области концепции устойчивого развития;
199
терминами
и
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер,
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым
действовать в отсутствии гарантий успеха.
3.4.11.2. В результате изучения родной (адыгейской) литературы на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умение совместной деятельности.
3.4.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и
явлений
(литературных
направлений,
этапов
историко-литературного
процесса);
устанавливать
существенный
признак
классификации
и
классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии
проводимого анализа;
с
учётом
предложенной
задачи
выявлять
закономерности
и
противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над
200
текстом,
предлагать
критерии
для
выявления
закономерностей
и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
3.4.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить
исследование
по
по
самостоятельно
установлению
составленному
особенностей
плану
небольшое
литературного
объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
201
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в
литературных произведениях.
3.4.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные
задачи
несложными
схемами,
диаграммами,
иной
графикой
и
их
комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
3.4.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций,
находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного
202
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
3.4.11.2.5. У
обучающегося
будут
сформированы
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
3.4.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
203
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей,
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.4.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы
на уроках родной (адыгейской) литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
204
обобщать
мнения
нескольких
человек,
проявлять
готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной
(адыгейской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3.4.11.3. Предметные
результаты
изучения
родной
(адыгейской)
литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
понимать значение адыгейской литературы для сохранения и передачи
духовно-нравственных ценностей родной культуры и языка, осознавать
важность чтения для собственного развития;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,
читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, использовать
разные виды чтения, пересказывать прозаические произведения или их
отрывки с использованием образных средств адыгейского языка, отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
анализировать литературное произведение: определять его родовую и
жанровую принадлежность, понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать и
сопоставлять героев-персонажей, понимать смысловое наполнение основных
теоретико-литературных понятий;
205
понимать связь литературных произведений со временем их написания,
выявлять отраженные в литературных произведениях нравственные ценности,
их общность с произведениями других народов (в сопоставлении с
произведениями русской литературы);
определять
в
произведении
элементы
сюжета
и
композиции,
изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии
содержания произведения;
участвовать в диалоге о прочитанном, формулировать и выражать (устно
и
письменно) собственное отношение к произведениям адыгейской
литературы.
3.4.11.4. Предметные
результаты
изучения
родной
(адыгейской)
литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать духовно-нравственную ценность адыгейской литературы в
воспитании любви к Родине, родному краю, к адыгейской национальной
культуре и языку;
понимать образную природу литературы как явления словесного
искусства, эстетические возможности адыгейского языка, определять роль
изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов
стихотворных и прозаических произведений;
анализировать
литературное
произведение:
определять
его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать
тему,
идею,
нравственный
пафос
литературного
произведения, приводить сравнительные характеристики героев-персонажей,
сопоставлять героев-персонажей одного или нескольких произведений;
соотносить литературное произведение с определенным историческим
периодом, выявлять в произведениях адыгейского фольклора, адыгейских
писателей нравственные ценности, сопоставлять их с духовно-нравственными
ценностями русского народа;
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
206
самостоятельно
интерпретировать
изученные
литературные
произведения, понимать авторскую позицию и определять свое отношение к
ней.
3.4.11.5. Предметные
результаты
изучения
родной
(адыгейской)
литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять общечеловеческие ценности, отраженные в адыгейской
литературе, её самобытность и общность с произведениями других народов;
проводить смысловой и эстетический анализ произведений адыгейского
фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное;
анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тему, идею и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность, выявлять позицию героя, рассказчика и
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения,
характеризовать
героев-персонажей,
приводить
их
сравнительные
характеристики, оценивать систему персонажей, определять особенности
композиции и основной конфликт произведения;
выявлять основные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры писателя,
определять их художественные функции;
различать художественные и научно-популярные тексты, выявлять их
отличительные черты;
пересказывать прочитанное произведение, его сюжет, используя
различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, создавать
устные и письменные высказывания, творческие работы, составлять отзыв о
прочитанном, краткую аннотацию к книге;
пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой,
словарями,
интернет-ресурсами
для
207
поиска
необходимой
учебной
информации, подготовки индивидуальных,
коллективных, творческих,
проектных и исследовательских работ.
3.4.11.6. Предметные
результаты
изучения
родной
(адыгейской)
литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать важность чтения и изучения произведений адыгейского
фольклора и художественной литературы как способа познания мира и
окружающей действительности, истории и культуры адыгейского народа;
анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, приводить их
сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять
особенности
композиции
и
основной
конфликт
произведения,
характеризовать авторский пафос;
объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической
и
эстетической
проблематики
произведений,
выявлять
языковые особенности художественного произведения, поэтической и
прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные
средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять
их художественные функции;
понимать функции теоретико-литературных понятий и самостоятельно
использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений;
рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историколитературного
процесса
(определять
и
учитывать
при
анализе
принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению);
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений,
темы,
проблемы,
жанры,
художественные
приёмы,
эпизоды
текста,
особенности языка, сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные
208
произведения художественной литературы с произведениями других видов
искусства
(изобразительное
искусство,
музыка,
театр,
балет,
кино,
фотоискусство, компьютерная графика);
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников
диалога, давать аргументированную оценку прочитанному.
3.4.11.7. Предметные
результаты
изучения
родной
(адыгейской)
литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать значимость чтения произведений родной литературы для
личного
духовно-нравственного
и
культурно-эстетического
развития,
осознавать роль адыгейской литературы в формировании гражданственности
и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
анализировать
литературные
произведения
разных
жанров,
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное,
понимать условность художественной картины мира, отражённой в
литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов;
анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
отражённые в нём реалии, характеризовать героев-персонажей, приводить их
сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять
особенности
композиции
и
основной
конфликт
произведения,
характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской
оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем
как адресатом произведения;
объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической
и
эстетической
проблематики
произведений,
выявлять
языковые особенности художественного произведения, поэтической и
209
прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные
средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с
позицией
автора
и
мнениями
участников
дискуссии,
давать
аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения,
используя изученные теоретико-литературные понятия;
определять характерные особенности научно-познавательных, учебных
и художественных текстов, писать отзыв на прочитанное произведение
создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать краткую
аннотацию, сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием
прочитанных произведений, представлять устный или письменный ответ на
проблемный вопрос, использовать цитирование;
самостоятельно
формировать
свой
круг
чтения,
выбирая
художественную литературу по интересующей тематике, пользоваться
библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернетресурсами для получения дополнительной информации, для подготовки
индивидуальных, коллективных, творческих, проектных и исследовательских
работ.
210