3.3 Рабочая программа по учебному предмету «Родной (адыгейский) язык»

3.3 Рабочая программа по учебному предмету
«Родной (адыгейский) язык».
3.3.1. Рабочая программа по учебному предмету «Родной (адыгейский)
язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее
соответственно – программа по родному (адыгейскому) языку, родной
(адыгейский) язык, адыгейский язык) разработана для обучающихся,
владеющих родным (адыгейским) языком, и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
по адыгейскому языку.
3.3.2. Пояснительная

записка

отражает

цели

изучения

родного

(адыгейского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3.3.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
3.3.4. Планируемые результаты освоения программы по родному
(адыгейскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
3.3.5. Пояснительная записка.
3.3.5.1. Программа по родному (адыгейскому) языку разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
Программа по родному (адыгейскому) языку ориентирована на
формирование
(адыгейскому)

позитивного
языку,

отношения

развитие

их

обучающихся

интеллектуальных

к
и

родному
творческих

способностей, речевого этикета, общей культуры.
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на родном
(адыгейском) языке имеют патриотическую, гражданственную, моральноэтическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение
137

обучающихся к национальной культуре, что обеспечивает формирование
личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим
ценностям.
3.3.5.2. В содержании программы по родному (адыгейскому) языку
выделяются следующие содержательные линии: язык, общие сведения о
языке, разделы науки о языке (фонетика и орфоэпия, графика, орфография,
лексикология и фразеология, морфемика и словообразование, морфология,
синтаксис и пунктуация), речь, речевое общение и культура речи.
Данные содержательные линии тесно взаимосвязаны, определяют
предмет обучения и его структуру.
3.3.5.3. Изучение

родного

(адыгейского)

языка

направлено

на

достижение следующих целей:
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных
умений и культуры речи на родном (адыгейском) языке;
расширение знаний о специфике родного (адыгейского) языка, об
основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке, о
стилистических ресурсах и основных нормах адыгейского литературного
языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса, увеличение объёма
используемых грамматических средств;
осознание эстетической ценности родного (адыгейского) языка,
воспитание интереса и сознательного отношения к нему как к духовному
наследию народа, отражающему культурный опыт адыгейцев.
3.3.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(адыгейского) языка, – 340 часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в
8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
3.3.6. Содержание обучения в 5 классе.
3.3.6.1. Язык, общие сведения о языке.
Язык как средство общения.
Родной язык – основа существования народа. Значение изучения
138

адыгейского языка.
Адыгейский язык – государственный язык Республики Адыгея.
3.3.6.2. Разделы науки о языке.
Лингвистика и её основные разделы.
Основные единицы адыгейского языка, их признаки и особенности
употребления в речи.
Типы речи.
3.3.6.2.1. Фонетика. Орфоэпия.
Фонетика как раздел науки о языке.
Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки. Простые и
сложные гласные. Простые и сложные согласные. Глухие и звонкие
согласные.

Смычно-гортанные

(лабиализованные)

согласные.

(абруптивные)
Звуки,

согласные.

обозначаемые

буквами

Губные
э,

у.

Фонетический разбор.
Орфоэпия как раздел науки о языке.
Особенности произношения слов, заимствованных из русского языка.
Слог. Открытые и закрытые слоги.
Ударение. Орфоэпические словари. Орфоэпический тренинг.
3.3.6.2.2. Графика.
Графика как раздел науки о языке.
Алфавит адыгейского языка.
Буква – знак звука. Соотношение звука и буквы. Звуки, обозначаемые
одним, двумя, тремя знаками.
Прописные и строчные буквы, их употребление.
Звуки, обозначаемые буквами дж. Звуки, обозначаемые буквами кI, г.
Звуки, обозначаемые буквой хь. Звуки, обозначаемые буквами и, о, е.
3.3.6.2.3. Лексикология и фразеология.
Лексикология как раздел науки о языке.
Понятие словарного запаса.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
139

Прямое и переносное значение слова, способы переноса значения (метафора,
сравнение, эпитет).
Литературный язык и местные диалекты.
Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.
Речевой этикет.
Толковый словарь адыгейского языка.
Исконно адыгейские и заимствованные слова. Интернациональные
слова. Неологизмы и устаревшие слова.
Синонимы адыгейского языка, ошибки в употреблении синонимов
(тавтология, искажение значения слова). Словарь синонимов.
Антонимы, употребление парных антонимов. Словарь антонимов.
Омонимы адыгейского языка.
Фразеология как раздел науки о языке. Отличие фразеологизмов от
пословиц и поговорок. Крылатые выражения. Работа с фразеологическим
словарем.
Толковый, фразеологический, этимологический словари.
Лексический разбор слова.
3.3.6.2.4. Синтаксис. Пунктуация.
Синтаксис как раздел науки о языке.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции.
Словосочетание. Основные виды и классы словосочетаний: по значению
главного слова (именные, глагольные, наречные, местоимённые), по составу
(простые, сложные). Главные и зависимые слова в словосочетании.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Предложение. Сходства и различия между словосочетанием и
предложением.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
побудительные,

вопросительные)

и

(восклицательные и невосклицательные).
Простое предложение.
140

по

эмоциональной

окраске

Грамматическая основа предложения.
Второстепенные

члены

предложения

(определение,

дополнение,

обстоятельство) и средства их выражения.
Распространённые, нераспространённые предложения.
Предложения с однородными членами.
Синтаксический анализ простого предложения.
Простое и сложное предложение.
Диалог.
3.3.6.3. Речь, речевое общение и культура речи.
Язык и речь.
Слово – важнейшая единица языка.
Нормы адыгейского речевого этикета. Развитие речевой культуры.
Речь устная и письменная, разговорная и книжная.
Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Монолог и диалог. Виды диалога.
3.3.7. Содержание обучения в 6 классе.
3.3.7.1. Язык, общие сведения о языке.
Значение изучения адыгейского языка.
3.3.7.2. Разделы науки о языке.
3.3.7.2.1. Морфемика и словообразование.
Понятие о морфемике и словообразовании как разделах науки о языке.
Морфема – минимально значимая единица языка, часть слова.
Словоизменение и особенности словообразования различных частей
речи.
Состав слова. Основа слова и окончание. Место окончаний в слове.
Корень, приставка, суффикс. Их основные функции.
Однокоренные слова.
Основные морфемные способы образования слов.
Производные и непроизводные основы.
Словообразующие и формообразующие аффиксы.
141

Морфемный и словообразовательный разбор слова.
3.3.7.2.2. Орфография.
Орфография как система правил правописания.
Правила переноса слов.
Выпадение гласного э в приставках и гласного ы перед суффиксами.
Сложные слова, их правописание (слитное, дефисное и раздельное
написание).
Лингвистические словари.
3.3.7.2.3. Морфология.
Морфология как раздел науки о языке.
Знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи.
Имя

существительное.

существительного:

падеж,

Грамматические
число.

признаки

Синтаксическая

роль

имени
имени

существительного.
Существительные, указывающие на человека и другие предметы и
явления.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Определённые и неопределённые имена существительные.
Значения падежей. Изменение существительных по падежам. Склонение
имён

собственных. Склонение существительных

с притяжательными

приставками. Склонение существительных с указательными местоимениями.
Число существительных: слова, употребляемые только в единственном
и только во множественном числе.
Образование существительных.
Правописание существительных.
Морфологический разбор существительных.
Имя

прилагательное.

Значение,

общие

признаки

имени

прилагательного: морфологические и синтаксические.
Качественные и относительные прилагательные.
Изменение прилагательных по падежам и числам, способы сочетания
142

прилагательных с существительными.
Степени сравнения качественных прилагательных. Сравнительная
степень прилагательных. Превосходная степень прилагательных.
Образование прилагательных.
Правописание

прилагательных.

Правописание

сложных

прилагательных.
Морфологический разбор прилагательных.
Имя числительное. Значение числительного и его грамматические
признаки. Функции числительного в предложении.
Разряды числительных по составу (простые, сложные и составные).
Разряды числительных по значению (количественные, порядковые).
Дробные числительные. Кратные числительные.
Изменение числительных по падежам.
Правописание числительных.
Морфологический разбор числительных.
Местоимение.
особенности.

Значение

Функции

местоимений

местоимения

в

и

их

грамматические

предложении.

Замещение

существительных местоимениями.
Разряды

местоимений.

вопросительные,

Личные,

определительные,

указательные,

неопределённые

притяжательные,
и

отрицательные

местоимения и их изменение по падежам.
Правописание местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
3.3.7.3. Речь, речевое общение и культура речи.
Монолог-описание,

монолог-повествование,

монолог-рассуждение;

сообщение на лингвистическую тему.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
3.3.8. Содержание обучения в 7 классе.
3.3.8.1. Язык, общие сведения о языке.
Адыгейский язык как развивающееся явление. Родной язык: вчера,
143

сегодня.
Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Значение родного языка и его влияние на формирование личности.
3.3.8.2. Разделы науки о языке.
Морфология.
Глагол. Значение глагола, его грамматические признаки: изменение по
лицам, числам, временам. Функции глагола в предложении.
Масдар как инфинитная форма глагола, отличие масдара от инфинитива.
Переходные и непереходные глаголы. Изменение переходных глаголов
по лицам.
Динамические и статические глаголы. Финитные и инфинитные
глаголы.
Образование инфинитных глаголов при помощи суффиксов: -и, -ти, -шъ,
-кIэ, -мэ, -зэ, -эу, -у, -фэ.
Образование глаголов с помощью глагольных приставок (превербы) гъэ, фэ-, дэ-, зэ-, дэ-, къ (э)-, н(э)-, и-, д(э)-, х(э)-, щ(э)-.
Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.
Формы наклонений глагола: изъявительное, повелительное, условное,
сослагательное.
Образование отрицательной формы глагола.
Вопросительная форма глагола.
Образование глагола с помощью префикса фэ-.
Образование двуличных непереходных глаголов с помощью префикса
союзности дэ-.
Образование глагола с помощью префикса е-.
Суффиксы глаголов и их правописание.
Морфологический разбор глагола.
Причастие как часть речи. Образование форм причастий.
Признаки прилагательного у причастий: изменение по падежам и
числам. Глагольные признаки у причастий: изменение по лицам и временам,
144

признаки переходности и непереходности.
Роль причастия в предложении: подлежащее, сказуемое, дополнение,
обстоятельство.
Правописание причастий.
Морфологический разбор причастий.
Деепричастие как инфинитная форма глагола. Значение деепричастия.
Способы образования деепричастий.
Глагольные и наречные признаки деепричастия (изменение по лицам
и временам, связь с глаголом, роль в предложении).
Образование отрицательных деепричастий.
Роль деепричастия в предложении.
Правописание деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Наречие, определение наречия. Грамматические признаки наречия.
Группы

наречий

по

значению:

места,

времени,

образа

действия,

вопросительные, неопределённые.
Способы образования наречий (аффиксы, словосочетания).
Сравнительная степень наречия.
Правописание наречий.
Морфологический разбор наречия.
Служебные части речи. Послелоги.
Понятие послелога. Грамматические признаки послелога. Разряды
послелогов по способу образования: производные и непроизводные.
Правописание послелогов.
Морфологический разбор послелога.
Союз как часть речи. Грамматические признаки союза: неизменяемость,
отсутствие синтаксической роли.
Союзы по способу образования: простые, сложные.
Союзы по характеру выражаемых ими синтаксических отношений:
соединительные,

разделительные,

противительные,
145

подчинительные

и

сопоставительные союзы.
Союзные суффиксы. Правописание союзов.
Морфологический разбор союзов.
Частица.

Грамматические

признаки

частицы:

неизменяемость,

отсутствие синтаксической роли.
Разряды частиц по значению.
Разряды частиц по структуре.
Правописание частиц.
Морфологический разбор частиц.
Междометия и звукоподражательные слова. Отличие междометий и
звукоподражательных слов от других частей речи.
Образование звукоподражательных слов.
Эмоциональная окраска междометий и звукоподражательных слов.
Знаки препинания, с помощью которых выделяются междометия.
Правописание междометий.
Морфологический разбор междометия.
3.3.8.3. Речь, речевое общение и культура речи.
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
3.3.9. Содержание обучения в 8 классе.
3.3.9.1. Язык, общие сведения о языке.
Формирование адыгейского литературного языка и его роль в жизни
народа.
Ученые-лингвисты Адыгеи.
Адыгейский язык среди других языков абхазо-адыгской семьи.
Значение родного языка и его влияние на формирование личности.
3.3.9.2. Разделы науки о языке.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
146

Классификация

словосочетаний

по

характеру

главного

слова:

глагольные, именные, наречные, местоимённые словосочетания.
Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание.
Простые и сложные словосочетания.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Способы связи подлежащего и сказуемого.
Двусоставные и односоставные предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Порядок слов в адыгейском предложении.
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Простое именное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Понятие о дополнении. Прямое и косвенное дополнение.
Способы выражения дополнения.
Определение и способы его выражения.
Приложение.
Понятие об обстоятельстве. Классификация обстоятельств: места,
времени, образа действия, цели, причины.
Понятие об односоставных и двусоставных предложениях.
Классификация односоставных предложений в зависимости от главного
члена.
Распространённые и нераспространённые односоставные предложения.
Односоставное предложение с главным членом – подлежащим.
Классификация односоставных предложений с главным членом –
сказуемым.
Определённо-личные, неопределённо-личные, безличные предложения.
Назывные предложения.
147

Полные и неполные предложения.
Использование неполных предложений в беседе (диалоге) и в сложных
предложениях.
Простые осложнённые предложения и способы их образования.
Отличие простых осложнённых предложений от неосложнённых
предложений.
Однородные члены предложения.
Выражение однородных членов одинаковыми и различными частями
речи.
Разные члены предложения, выступающие в роли однородных.
Способы

связи

однородных

членов:

интонация

перечисления,

сочинительные союзы.
Знаки препинания при однородных членах.
Обобщающие слова при однородных членах и способы их выделения.
Обращение. Распространённые и нераспространённые обращения.
Интонация обращения: перед предложением, в середине и в конце
предложения.
Обособление обращений.
Предложения с обособленными второстепенными членами.
Способы

определения

второстепенных

членов

предложения,

нуждающихся в обособлении.
Разновидности обособленных членов предложения: определительные,
выделительные, уточняющие.
Выделение обособленных членов предложения. Пунктуация при
обособленных членах предложения.
3.3.9.3. Речь, речевое общение и культура речи.
Монолог-описание,

монолог-рассуждение,

выступление с научным сообщением.
Диалог.
3.3.10. Содержание обучения в 9 классе.
148

монолог-повествование;

3.3.10.1. Язык, общие сведения о языке.
Родной язык – основа существования народа.
Адыгейский язык как форма выражения национальной культуры.
Взаимосвязь языка с историей народа. Национально-культурная специфика
адыгейского языка.
Значение формирования адыгейского литературного языка. История
адыгейской письменности. Адыгейский язык в современном мире.
Адыгейский язык – государственный язык Республики Адыгея.
3.3.10.2. Разделы науки о языке.
3.3.10.2.1. Синтаксис и пунктуация.
Однородные члены предложения.
Выражение однородных членов одинаковыми и различными частями
речи. Роль однородных членов предложения.
Способы
сочинительные

связи
союзы,

однородных

членов:

союзные

суффиксы.

интонация
Знаки

перечисления,

препинания

при

однородных членах.
Обобщающие слова при однородных членах и способы их выделения.
Понятие о вводных словах. Деление вводных слов и вставных
конструкций по значению. Обособление вводных слов и вставных
конструкций.
Предложения с обособленными членами. Обособление определений и
приложений.
Обособление уточняющих членов предложения.
Обособление выделительных членов предложения.
Инфинитная

конструкция.

Общая

характеристика

инфинитной

конструкции.
Виды инфинитных конструкций: временные, обстоятельства, образа
действия, причины, цели, условные, уступительные.
Сравнительная конструкция.
Место инфинитных конструкций в предложении. Знаки препинания в
149

предложениях с инфинитными конструкциями.
Понятие

о

сложном

предложении,

его

отличие

от

простого

предложения.
Связь частей сложного предложения с помощью интонации.
Способы связи частей сложного предложения с помощью союзов и
союзных слов.
Классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные.
Понятие о сложносочинённом предложении.
Типы

сложносочинённых

предложений

по

способу

связи:

с

соединительными, противительными и разделительными отношениями. Знаки
препинания в сложносочинённых предложениях.
Понятие о сложноподчинённом предложении.
Главная и придаточная части сложноподчинённого предложения.
Инфинитные конструкции в функции придаточных частей предложения.
Интонация, знаки препинания.
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Классификация бессоюзных сложных предложений по значению.
Обособление частей бессоюзного сложного предложения с помощью
запятой и точки с запятой.
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
Тире в бессоюзных сложных предложениях.
Прямая и косвенная речь. Выделение прямой речи. Способ перевода
прямой речи в косвенную.
Диалог. Способы оформления диалога.
Цитата. Способы выделения цитаты.
3.3.10.3. Речь, речевое общение и культура речи.
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог
(повторение).
Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием
150

собственного жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий,
сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).
Подробное,

сжатое,

выборочное

изложение

прочитанного

или

прослушанного текста.
Соблюдение
грамматических,

языковых

норм

стилистических,

(орфоэпических,

лексических,

пунктуационных)

адыгейского

литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний.
Приемы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями,
справочной литературой.
Стили

речи:

разговорный;

художественный;

публицистический;

официально-деловой; научный (обзорно).
3.3.11. Планируемые результаты освоения программы по родному
(адыгейскому) языку на уровне основного общего образования.
3.3.11.1. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном
(адыгейском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
151

родном (адыгейском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (адыгейского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (адыгейского)
языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов
России, ценностное отношение к родному (адыгейскому) языку, к
достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым
в

художественных

произведениях,

уважение

к

символам

России,

государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
152

этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил
безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на родном (адыгейском) языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
153

ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при

знакомстве

с литературными

произведениями,

поднимающими

экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность

к

участию

в

практической

деятельности

экологической

направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
154

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной

деятельности,

а

также

в

рамках

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность

обучающихся

к

взаимодействию

в

условиях

неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
3.3.11.2. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные
155

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, навыки совместной деятельности.
3.3.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
3.3.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать
реальным

и

вопросы,

желательным

фиксирующие

состоянием
156

несоответствие

ситуации,

и

между

самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3.3.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
157

поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые
задачи

несложными

схемами,

диаграммами,

иной

графикой

и

их

комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
3.3.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (адыгейском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций

и

смягчать

конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
158

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
3.3.11.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных

возможностей,

аргументировать

предлагаемые

варианты

решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
3.3.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать
их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
159

намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.3.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать

мнения

нескольких

человек,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
160

3.3.11.3. Предметные результаты освоения программы по родному
(адыгейскому) языку. К концу 5 класса обучающийся научится:
характеризовать язык как средство общения, осознавать значимость
владения родным языком;
понимать роль адыгейского языка как государственного языка
Республики Адыгея;
ориентироваться в основных разделах и характеризовать основные
единицы адыгейского языка;
определять типы речи;
характеризовать фонетику как раздел науки о языке;
классифицировать гласные и согласные звуки адыгейского языка;
различать

способы

образования

звуков

адыгейского

языка,

классифицировать согласные звуки по способу и месту образования;
соблюдать правила орфоэпии и осознавать важность их соблюдения в
речи; пользоваться орфоэпическими словарями;
учитывать особенности произношения слов, заимствованных из
русского языка;
выделять слоги в слове, объяснять правила постановки ударения в слове;
осуществлять фонетический разбор слов;
характеризовать графику как раздел науки о языке;
соотносить звуки и буквы в словах, определять звуки, обозначаемые
несколькими разными знаками;
отрабатывать правила употребления букв дж, кI, г, хь, и, о, е;
давать определение лексикологии как разделу науки о языке, определять
понятие «словарный запас»;
определять лексическое значение слова, различать однозначные и
многозначные слова, различать прямое и переносное значение слов, владеть
способами переноса значения;
характеризовать литературный язык и диалекты, описывать особенности
диалектов адыгейского языка;
161

владеть понятиями «профессионализмы», «жаргонизмы»;
применять изученные правила адыгейского речевого этикета;
пользоваться толковым словарем адыгейского языка;
различать исконно адыгейские слова и заимствования, находить
интернациональные слова и давать их характеристику;
характеризовать неологизмы и устаревшие слова;
употреблять в речи синонимы, антонимы, пользоваться словарями
синонимов и антонимов, определять омонимы адыгейского языка;
выделять фразеологизмы, использовать фразеологические словари;
объяснять структурно-семантическое различие между пословицами,
поговорками и фразеологизмами;
выделять крылатые выражения и объяснять их;
работать с этимологическим словарем;
проводить лексический разбор слов;
писать рассказ-описание, сочинение-рассуждение, сочинение-описание,
сжатое изложение, аннотацию;
характеризовать

синтаксис

как

раздел

языка,

объяснять

роль

пунктуации, различать знаки препинания и их функции;
характеризовать словосочетания, делить их на классы и виды,
определять главное и зависимое слова в словосочетании;
выполнять синтаксический разбор словосочетаний;
характеризовать

предложения,

объяснять

различия

между

словосочетанием и предложением;
составлять предложения разных видов;
выявлять особенности простых предложений;
выделять

грамматическую

основу

предложений,

находить

второстепенные члены предложения;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
выделять в предложении однородные члены;
характеризовать предложения с обращениями;
162

правильно употреблять знаки препинания в предложения разных типов;
проводить синтаксический анализ простого предложения;
различать простые и сложные предложения;
владеть правилами построения диалога, определять основные признаки
монолога и диалога;
объяснять различия между языком и речью;
объяснять, почему слово является важнейшей единицей языка;
характеризовать типы речи по форме использования языка, условиям и
задачам общения, по обобщённому значению (повествование, описание,
рассуждение).
3.3.11.4. Предметные результаты освоения программы по родному
(адыгейскому) языку. К концу 6 класса обучающийся научится:
определять значение изучения родного языка;
характеризовать морфемику как раздел науки о языке;
определять различные морфемы в словах, выделять однокоренные
слова;
выявлять особенности словообразования различных частей речи;
определять производные и непроизводные основы, словообразующие и
формообразующие аффиксы;
владеть основными понятиями орфографии, отрабатывать правила
орфографии, в том числе правила переноса слов;
объяснять правила написания гласных букв в приставках и суффиксах;
применять правила написания сложных слов (слитное, дефисное,
раздельное);
выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов;
владеть информацией о лингвистических словарях;
характеризовать морфологию как раздел языкознания;
различать самостоятельные и служебные части речи;
характеризовать имена существительные, называть их грамматические
признаки;
163

различать имена существительные, указывающие на человека и другие
предметы и явления, различать собственные и нарицательные имена
существительные;
различать определённые и неопределённые имена существительные;
характеризовать значения падежей, изменять имена существительные по
падежам;
склонять

собственные

имена

существительные

и

имена

существительные с притяжательными приставками;
находить в предложениях имена существительные, употребляемые в
форме только единственного или только множественного числа;
применять на практике правила образования и правописания имён
существительных;
выполнять морфологический разбор имён существительных;
характеризовать имя прилагательное как часть речи, объяснять общее
грамматическое

значение,

определять

морфологические

признаки

и

синтаксическую роль имён прилагательных;
различать качественные и относительные имена прилагательные;
склонять имена прилагательные;
образовывать степени сравнения качественных имён прилагательных,
правильно употреблять в речи сравнительную и превосходную степени имён
прилагательных;
применять правила написания имён прилагательных;
производить морфологический разбор имён прилагательных;
характеризовать роль и значение имён числительных, называть их
функции в предложении;
определять разряды имён числительных, выявлять дробные и кратные
числительные;
изменять имена числительные по падежам;
применять правила написания имён числительных;
выполнять морфологический разбор имён числительных;
164

определять общее грамматическое значение местоимений и их функции
в предложении;
заменять существительные местоимениями в речи;
различать разряды местоимений; правильно писать местоимения;
выполнять морфологический разбор местоимений;
писать сочинение-рассуждение, изложение-повествование, изложениеописание, рассказ-описание, подготавливать и защищать презентации, писать
рефераты;
различать типы монолога; составлять, оформлять и воспроизводить
различные виды диалога.
3.3.11.5. Предметные результаты освоения программы по родному
(адыгейскому) языку. К концу 7 класса обучающийся научится:
характеризовать адыгейский язык как развивающееся явление;
объяснять взаимосвязь языка, культуры и истории адыгейского народа;
рассуждать о значении родного языка и его влиянии на формирование
личности;
характеризовать глагол как часть речи, определять функции глагола в
предложении;
определять масдар как особую форму глагола;
различать переходные и непереходные глаголы, изменять переходные
глаголы по лицам;
различать динамические и статические глаголы;
различать финитные и инфинитные глаголы, образовывать инфинитные
глаголы при помощи различных суффиксов;
образовывать временные формы глаголов (настоящее, прошедшее,
будущее времена);
различать

наклонения

глаголов

(изъявительное,

повелительное,

условное, сослагательное);
образовывать и употреблять отрицательную и вопросительную формы
глагола;
165

образовывать глаголы с помощью префикса фэ-, образовывать
двуличные непереходные глаголы с помощью префикса союзности дэ-,
образовывать глаголы с помощью префикса е-, образовывать глаголы при
помощи других приставок;
правильно употреблять суффиксы глаголов;
выполнять морфологический разбор глагола;
характеризовать причастие как часть речи, выявлять признаки
прилагательного и глагола у причастий, определять функции причастия в
предложении;
образовывать формы причастий, правильно писать причастия;
выполнять морфологический разбор причастий;
характеризовать деепричастие как особую форму глагола, выделять
глагольные

и

наречные

признаки

деепричастия,

определять

общее

грамматическое значение и роль деепричастий в предложении;
использовать

различные

способы

образования

деепричастий,

образовывать отрицательные деепричастия;
владеть правилами написания деепричастий;
выполнять морфологический разбор деепричастий;
характеризовать

наречие

как

часть

речи,

определять

общее

грамматическое значение наречия, различать группы наречий по значению;
объяснять способы образования наречий;
образовывать сравнительную степень наречий;
применять правила написания наречий;
проводить морфологический разбор наречий;
характеризовать служебные части речи и различать их виды (послелоги,
союзы, частицы, междометия и звукоподражания), определять функции
служебных частей речи, находить их в текстах, правильно писать и
употреблять в устной речи;
проводить морфологический разбор различных служебных частей речи;
создавать опорный конспект;
166

различать типы монолога, самостоятельно моделировать различные
типы монолога на заданные темы;
составлять диалоги различных типов (с использованием конкретных
частей речи, изученной лексики).
3.3.11.6. Предметные результаты освоения программы по родному
(адыгейскому) языку. К концу 8 класса обучающийся научится:
характеризовать процесс формирования адыгейского литературного
языка, объяснять значение родного языка в жизни народа, его влияние на
становление личности;
приводить сведения об адыгейских ученых-лингвистах;
выявлять черты родства между адыгейским и другими языками абхазоадыгской семьи;
классифицировать словосочетания по характеру главного слова,
находить главное и зависимое слова в словосочетании, различать простые и
сложные словосочетания;
моделировать и употреблять в речи словосочетания с разными
способами связи слов;
выполнять синтаксический разбор словосочетаний;
различать

двусоставные

и

односоставные

предложения,

классифицировать односоставные предложения в зависимости от главного
члена;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
характеризовать главные члены предложения, выявлять способы
выражения подлежащего, различать сказуемые разных типов;
устанавливать правильный порядок слов в предложении;
характеризовать второстепенные члены предложения, различать их
виды;
правильно употреблять в речи полные и неполные предложения,
проводить их анализ;
различать осложнённые предложения и неосложнённые предложения;
167

выражать однородные члены одинаковыми и различными частями речи,
описывать способы их связи в предложении, употреблять необходимые знаки
препинания;
характеризовать предложения с обращениями, объяснять значение
интонации, обособлять обращения в предложениях;
выделять
моделировать

разновидности
предложения

с

обособленных
обособленными

членов

предложения,

членами,

правильно

употреблять знаки препинания при обособленных членах;
подготавливать научное сообщение и выступать с ним;
составлять монологи и диалоги различных типов, работая в парах и
группах, оценивать диалоги других обучающихся.
3.3.11.7. Предметные результаты освоения программы по родному
(адыгейскому) языку. К концу 9 класса обучающийся научится:
осознавать адыгейский язык как форму выражения национальной
культуры, оценивать связь родного языка с историей народа, определять
национально-культурную специфику адыгейского языка;
описывать периоды формирования адыгейского литературного языка;
характеризовать

процесс

создания

и

развития

адыгейской

письменности;
моделировать предложения с однородными членами, давать их полную
характеристику;
определять вводные слова и вставные конструкции и правильно
оформлять их при письме;
анализировать инфинитные конструкции разных типов;
определять особенности сложного предложения, классифицировать
сложные предложения; объяснять роль интонации в связи частей сложного
предложения;
различать союзы и союзные слова, связывающие части сложных
предложений;
различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения,
168

произносить предложения с соответствующей интонацией и ставить знаки
препинания с использованием правил пунктуации в сложных предложениях,
проводить подробный анализ разных типов сложных предложений;
классифицировать бессоюзные сложные предложений по значению,
правильно ставить знаки препинания в них;
оформлять прямую речь при письме, переводить прямую речь в
косвенную, косвенную – в прямую, письменно оформлять цитаты;
создавать монологи и диалоги разных видов на заданные темы,
презентовать их;
писать подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или
прослушанного текста;
перечислять основные языковые нормы адыгейского языка (в пределах
изученного);
пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой;
различать стили речи, создавать тексты различных стилей.

169


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».