3.22 Программа коррекционной работы

3.22 Программа коррекционной работы для обучающихся с трудностями в
обучении и социализации ООП ООО
3.22.1 Цель программы: определение комплексной системы психологопедагогической и социальной помощи обучающимся с трудностями в обучении и
социализации для успешного освоения основной образовательной программы на
основе компенсации имеющихся нарушений и пропедевтики производных
трудностей; формирования социальной компетентности, развития адаптивных
способностей личности для самореализации в обществе.
3.22.2 Задачи программы:
 определение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с
трудностями

в

обучении

и

социализации

и

оказание

обучающимся

специализированной помощи при освоении основной образовательной программы
основного общего образования;
 определение оптимальных психолого-педагогических и организационных
условий для получения основного общего образования обучающимися с
трудностями в обучении и социализации, для развития личности обучающихся, их
познавательных и коммуникативных способностей;
 разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих образовательных программ, учебных планов для обучающихся с
трудностями в обучении и социализации с учетом особенностей психофизического
развития обучающихся, их индивидуальных возможностей;
 реализация

комплексного

психолого-педагогического

и

социального

сопровождения обучающихся (в соответствии с рекомендациями ППК и ПМПК);
 реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с трудностями в обучении и
социализации;
 обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с трудностями в обучении и социализации;
 осуществление информационно-просветительской и консультативной работы
923

с родителями (законными представителями) обучающихся с трудностями в
обучении и социализации.
В образовательной организации построена работа с обучающимися по
профилактике и коррекции трудностей в обучении двух направлений:
 Работа с детьми особых образовательных потребностей,
 Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных
предметов.
Работа ведется по методическим рекомендациям Института стратегии развития
образования Российской академии образования Министерства Просвещения
Российской Федерации.
Работа с детьми особых образовательных потребностей
Выделены четыре группы детей особых образовательных отношений:
 Дети с ограниченными возможностями здоровья,
 Дети со склонностью к девиантному поведению,
 Дети с трудностями адаптации к обучению и к учебному коллективу,
 Дети мигрантов
В образовательной организации ведется работа по профилактике девиантного
поведения и работа по устранению и предупреждению трудностей адаптации к
обучению и к учебному коллективу. Обучающихся с ОВЗ и детей-мигрантов в
образовательной организации нет. При появлении представителей данных групп
администрацией и педагогическим коллективом программа коррекции работы
дополняется.
Работа с детьми со склонностью к девиантному поведению
В организации проводится регулярная работа по выявлению детей со
склонностью к девиантному поведению. При выявлении такого ребенка на
основании

ниже

представленной

дорожной

карты

составляется

своя

индивидуальная программа, так как одинаковых путей решения проблемы нет.
Основными ответственными лицами за деятельностью данного направления
924

являются педагог-психолог и классный руководитель.

Классный руководитель

своевременно сигнализирует о возможном появлении ребенка с указанной
проблемой администрации для коррекции поведения обучающегося.
Направление

Особенности

деятельности

работы

Ответственный

Сроки

Мероприятия по профилактике появления детей с девиантным
поведением
Работа педагога- Создание системы Педагогпсихолога

специальных
занятий

По плану

психолог
по

сохранению
психического
здоровья,
развитию умений
контролировать
свое
эмоциональное
состояние

и

настроение,
спокойно
разрешать
конфликты
Дополнительное

Факультативные

образование,

курсы,

система

мероприятия

воспитательной

интеллектуальной

работы

и

Администрация

творческой

направленности
соревновательного
925

По плану

характера,
социальные
проекты
Выявление детей, склонных к девиантному поведению
Наблюдение

за Выявление

детским

склонности

коллективом,

поведения

Классный
руководитель,
в учитель-

выявление детей, соответствии
склонных
девиантному

Ежедневно

с предметник,

к методическими

узкие

рекомендациями

специалисты

Выявление

Проведение

Классный

Индивидуально,

причин

анкетирования,

руководитель,

при

возникновения

опросов учителей педагог-психолог ребенка,

девиантного

и родителей

поведению
выявлении

склонного

поведения

к

девиантному
поведению

Мероприятия по корректировке поведения
Встреча

Работа

с Педагогпо психолог

Индивидуально,

психолога

с коллективом

педагогами

осознанию

ребенка,

собственной

склонного

профессиональной

девиантному

ответственности за

поведению

решение
проблемы,
принятие

того

факта,

при

что

общих
926

при

выявлении
к

типологических
характеристиках
проявления
девиантного
поведения

у

школьников

нет

одинаковых путей
решения

этой

проблемы
Комплексное

Обследование этих Педагог-

Индивидуально,

обследование

детей

психолог,

при

ребенка

специалистами;

классный

ребенка,

выявление

руководитель,

склонного

динамики

узкие

девиантному

развития

специалисты

поведению

присущих

выявлении
к

им

особенностей

и

приоритетных
линий поведения
Построение

Разработка

Педагог-

Индивидуально,

индивидуальной

индивидуального

психолог,

при

программы

учебного

коррекции

(при

девиантного

трудностей

поведения

проблем учебной

плана классный
наличии руководитель

деятельности),
также

и

выявлении

ребенка,
склонного
девиантному
поведению

а

системы

воспитательных
мероприятий,
927

к

направленных

на

коррекцию
взаимоотношений
со

сверстниками,

развитие

правил

совместной
деятельности

и

общения,
формирование
волевых

и

регулятивных
способностей
Методическое сопровождение педагогов
Создание

Например,

индивидуальных

учебные

Администрация
модули

Индивидуально,
при

выявлении

учебных планов, по формированию

ребенка,

программ,

смыслового

склонного

учебных

чтения,

девиантному

модулей,

речи,

учитывающих

письма;

специфику

изучения

трудностей

математики;

данной

связной
грамотного

к

поведению

проблем

группы развитию

обучающихся

информационной
культуры и др.

Методика урока

Использование
новых

форм

Администрация
и

Индивидуально,
при

выявлении

методов

ребенка,

организации

склонного
928

к

обучения,

девиантному

обеспечивающих

поведению

становление
инициативы

и

самостоятельности
обучающихся,
имеющих
склонность

к

девиантному
поведению
(опыты,
исследования,
игры,

дискуссии,

проектная
деятельность)
Методика работы Организация
на уроке и вне разных
урока

Педагогвидов психолог

совместной

и

при

выявлении

ребенка,

коллективной

склонного

деятельности

с

девиантному

целью

поведению

формирования
произвольной
деятельности
волевых

Индивидуально,

и
черт

характера,
лидерских качеств
особенных детей

929

к

Методическое
занятие
психологом

помощь психолога Педагогс учительскому

психолог

коллективу

в

Индивидуально,
при

выявлении

ребенка,

создании

склонного

(восстановлении)

девиантному

доверительных

поведению

отношений

к

с

учащимися
Работа

с Создание

плана Педагог-

родителями

совместной

(законными

деятельности

психолог,
по классный

представителями) решению проблем руководитель

Индивидуально,
при

выявлении

ребенка,
склонного

прогулов

девиантному

школьных

поведению

занятий,

к

низкого

уровня
познавательных
интересов
Итоги работы, коррекция программы
Мониторинг

Выявление

поведения

прогресса
регресса

Педагогили психолог
по

Индивидуально,
при

выявлении

ребенка,

программе работы

склонного

к

девиантному
поведению

Работа с детьми с трудностями адаптации к обучению и к учебному
коллективу

930

Работа в данном направлении ведется с обучающимися 5 класса с низким
уровнем учебно-познавательской деятельности. Такие обучающиеся не готовы
принимать новые условия обучения после окончания 4 класса, у них выявлена
несформированность УУД, отсутствуют качества субъекта образовательной
деятельности – самостоятельность, инициативность, умение работать в учебном
коллективе.
А также с обучающимися 5-9 классов с трудностями адаптации к коллективу:
негативное отношение к школе и учению, нарушение взаимоотношений в классном
коллективе.
Направление

Особенности

деятельности

работы

Ответственный

Сроки

Мероприятия по профилактике появления проблем с адаптацией
Работа

по Экскурсии

преемственности

Администрация

младших

полугодие

школьников
основную

Второе

в

каждого

школу,

учебного

года

раннее знакомство

для обучающихся

детей с будущим

4 класса

классным
руководителем,
взаимопосещение
уроков и пр.
Выявление проблем с адаптацией
Педагогическое

Причины:

Классный

наблюдение

недостаточное

руководитель,

развитие

педагог-

эмоционального

психолог,

интеллекта

учителя-

обучающегося,

то предметники
931

Ежедневно

есть

способности

распознавать
эмоции, намерения
других

людей

и

управлять

своими

чувствами

и

желаниями,
моторная
неловкость,
проблемы

со

здоровьем
Мероприятия по коррекции
Беседы
психологом

с Проведении
индивидуальных

Педагог-

Сентябрь,

психолог

обучающиеся

доброжелательных
и

5

класса

откровенных

бесед с учащимся
об их успехах и
трудностях,

о

взаимодействии со
сверстниками и т.п
Коррекция

Выбор актуальных Учитель-

Индивидуально,

методики

видов

при

предметник

выявлении

проведения урока деятельности,

ребенка

и

проблемой

внеурочной которые

деятельности

необходимы

адаптации

обучающемуся для
преодоления

932

с

трудностей
адаптации
Индивидуальная

Создание

Администрация,

Индивидуально,

траектория

индивидуальных

классный

при

развития

планов

обучения руководитель,

выявлении

ребенка

учащихся с учетом учителя-

проблемой

отсутствия

адаптации

качеств,

тех предметники
которые

усугубляют
признаки
дезадаптации:
малая
самостоятельность,
отсутствие
инициативы,
затруднения

в

принятии
требований учителя
Постоянная

Индивидуальная

помощь

и работа

поддержка

в обучающимся,

устранении

предполагающая

трудностей

упреков,

Педагогический
с коллектив
не

постоянных
замечаний и угроз
снижением
отметок, обеспечит
комфортные
условия учения и
933

Ежедневно

с

заинтересованность
самого ребенка в
снятии трудностей
привыкания

к

школе.
Работа педагогов Работа
и

психолога

семьей

с Педагогический

с эмоциональным
состоянием

коллектив

самих

Регулярно,

по

плану классного
руководителя

родителей:
устранение
тревожности.
Помощь родителям
в

проведении

детьми

с

семейного

досуга, совместных
игр, чтения и бесед,
в

построении

с

ребенком
доверительных
отношений,
проявление
уверенности
оптимизма

и
в

его

школьных успехах
Мероприятия по коррекции проблем адаптации к коллективу
Работа классного Создание условий Классный

Индивидуально,

руководителя

для возникновения руководитель

при

непосредственных

ребенка

эмоциональных
934

выявлении
с

контактов,

проблемой

эмоционально-

адаптации

положительных
взаимодействий
двух

в

системах:

«учитель-ученик»,
«ученикодноклассники».
Важная
составляющая
этого требования –
создание ситуации
успеха.

Это

определяет
педагогическую
позицию

учителя:

никогда

не

обсуждать
прилюдно
недостатки
ученика, но каждую
его учебную победу
озвучивать

в

присутствии класса
Организация

Классный

Индивидуально,

совместной

руководитель

при

выявлении

деятельности,

ребенка

процесс и результат

проблемой

которой обеспечит

адаптации
935

с

работу в команде
как особой формы
сотрудничества.
Необходимо
помочь

ребенку,

который пока не
принят
коллективом,
обрести

друга-

одноклассника,
объединить

их

интересным

для

обоих

заданием,

общей

работой.

Вхождение ученика
в

референтную

группу

улучшает

его отношения с
одноклассниками.
Помочь

учителю

создать

такие

условия

поможет

организация
парной и групповой
работы,

которая

сначала строится на
желании

пары

(группы) работать с
этим учащимся.
936

Помощь

в Классный

Индивидуально,

осознании каждому руководитель

при

обучающемуся

ребенка

коллективный

проблемой

характер

адаптации

учебной

деятельности:
общность ее целей,
значение

вклада

каждого

в

ее

успешность,
возможность
проявления
качеств,

которые

«не участвуют» в
индивидуальной
работе
(взаимопомощь,
умение
договариваться,
уступать).
Хороший результат
дает

назначение

(рекомендация)
ученика

с

проблемами
общения
руководителем,
лидером
работы.

какой-то
При
937

выявлении
с

поддержке учителя
начинают
проявляться
лидерские качества
обучающегося, что
повышает

его

авторитет у всего
класса.
Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов
Важнейшей задачей педагогического коллектива ОО является рефлексивный
анализ трудностей учения и своевременная корректировка своей деятельности по их
устранению.
Причинами трудности у обучающихся при изучении учебных предметов могут
являться:
• низкий уровень осознанного владения базовой научной терминологией;
• несформированность умения применять полученные знания при решении
учебных и практических задач;
• низкий уровень развития познавательных и коммуникативных универсальных
учебных действий;
• недостаточный

уровень

развития

умений

контрольно-оценочной

деятельности.
Качественный процесс предупреждения и устранения трудностей учебной
деятельности возможен, если учитель будет готов:
• конструировать дидактический процесс в соответствии с требованиями ФГОС
НОО и ФГОС ООО к содержанию образования (предметным, метапредметным и
личностным достижениям обучающегося) и к технологии образования, построенной
на приоритете деятельностной составляющей обучения, то есть на применении
полученных знаний;
938

• обеспечить

систематическую

педагогическую

помощь

(внимание

и

поддержку) обучающимся разных групп успешности, целью которой становится
индивидуально-дифференцированная работа по предупреждению трудностей и
обеспечению перспективного развития каждого обучающегося в соответствии с
уровнем его успешности;
• создать условия для непосредственного участия обучающегося в контрольнооценочной деятельности с целью становления регулятивных умений самоконтроля,
самооценки и прогнозирования.

Группы обучающихся с разным уровнем успешности (система трех
составляющих – предметных, метапредметных и личностных достижений):
а) устойчиво успешные («отличники»),
б) «хорошисты»;
в) удовлетворительно успешные (неустойчиво успешные, «троечники»),
г) устойчиво неуспешные («двоечники»).
Трудности встречают обучающиеся любого уровня успешности, поэтому в
индивидуальной поддержке и помощи нуждается каждый школьник.
Рекомендации для преодоления трудностей, учитывая их особенности у
детей разных групп успешности
Устойчиво успешные («отличники»).
• обеспечение перспективного

развития интеллектуальной деятельности

(теоретического мышления, речи-рассуждения, готовности к решению творческих
задач);
• особое внимание к развитию качеств рефлексии (объективная самооценка,
критическое мышление, способность предвидеть трудности и ошибки, признание
права других иметь собственное мнение);
939

• расширение участия в учебном диалоге, поисково-исследовательской
деятельности, предъявление системы индивидуальных заданий на постановку
гипотез, выбор доказательств;
• обогащение кругозора, возрастной эрудиции, углубление познавательных
интересов

и

учебно-познавательных

мотивов;

восприятие

процесса

самообразования как «хобби»;
• создание условий для развития лидерских качеств, готовности к руководству
совместной деятельностью со сверстниками с учетом культуры общения и правил
толерантности.
«Хорошисты». Такая группа, как правило, не входит в зону особого внимания
учителя.Трудности у «хорошистов» часто возникают с развитием универсальных
учебных действий: при работе с графической информацией, конструировании
рассуждения, вывода, решении творческих задач. Наблюдается постепенное
снижение познавательных интересов и мотивов учения. Учитель должен понимать,
что ученики-«хорошисты» нуждаются в постоянной индивидуальной помощи и
поддержке.
Приоритетные направления педагогической поддержки:
• особое внимание к заданиям нестандартного характера, которые требуют
использования анализа, сравнения, классификации и других универсальных
действий;
• обеспечение условий для становления готовности отказаться от готового
образца, самостоятельно конструировать алгоритм решения учебной задачи,
осуществлять работу в ситуации альтернативы и выбора;
• создание учебных ситуаций, в которых проявляются такие качества субъекта
учебной

деятельности,

как

активность,

инициативность,

способность

к

импровизации и творчеству;
• особое внимание к заданиям, формирующим регулятивные умения контроля
и самоконтроля, оценки и самооценки, предвидение трудностей и ошибок.
Неустойчиво успешные («троечники»):
940

Трудности изучения разных предметов вызваны разными причинами:
недостаточным развитием памяти, внимания, преимущественным нагляднообразным мышлением, малым словарным запасом и примитивной связной речью.
Многие «троечники» ответственно относятся к учению, но низкий уровень их
общего развития, малая читательская активность, невнимание со стороны учителя –
все это затормаживает их успешное обучение и развитие.
Приоритетные направления педагогической поддержки:
• особое внимание к совместно-распределительной деятельности с учителем по
конструированию последовательности действий для решения учебной задачи;
• предоставление возможности работать в более низком темпе по сравнению с
более успешными детьми;
• специальная работа по развитию памяти, внимания, сосредоточенности,
чувственного восприятия;
• создание условий, стимулирующих общее развитие обучающегося
• развитие связной речи и логического мышления
• поиск ошибки, установление ее причины, сравнение полученного результата
с учебной задачей, выбор ответа и т.п.;
• обеспечение развития лидерских качеств, умений осуществлять руководство
небольшой группой одноклассников, оценивать свой вклад в общее дело.
Устойчиво неуспешные («двоечники»):
• В эту группу входят дети, которые учатся на «3», но довольно часто получают
«2».

Индивидуально-дифференцированная

работа

с

такими

школьниками

характеризуется, в основном, как натаскивание на предметные знания-умения.
Приоритетные направления педагогической поддержки:
• создание учителем индивидуальных планов работы с неуспевающими
учениками в рамках зоны ближайшего развития, то есть в ситуации постоянной
помощи педагога;

941

• учет темпа деятельности и объема выполняемых заданий; постепенное их
увеличение;
• особое внимание к развитию смыслового чтения, к работе с наглядно
представленным материалом, к принятию и следованию образца выполнения
учебной задачи;
• создание

условий,

стимулирующих

общее

развитие

обучающегося,

расширение его кругозора и формирование познавательных интересов (участие в
дополнительном образовании, совместной деятельности с одноклассниками).
При возникновении у обучающегося трудностей в обучении учителемпредметников составляется индивидуальный маршрут на основе вышеуказанных
направлений работы в зависимости от группы.

942


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».