3.21 Рабочая программа воспитания ООП ООО
3.21.1 Программа воспитания МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева
а. Агуй-Шапсуг основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования и разработана на основе нормативноправовых документов:
федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
федеральный закон РФ от 04 сентября 2022 года №371-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
стратегия национальной безопасности Российской Федерации, (Указ
Президента Российской Федерации от 02 июля 2021года № 400);
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 372 от 18 мая 2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования»;
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования»;
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 371 от 18 мая 2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября
2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ»;
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря
2020 года «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
891
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля
2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы
воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23.06.2022 г. № 3/22).
3.21.2. Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе преду-
892
сматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
3.21.1. Целевой раздел
3.21.2.1. Содержание воспитания обучающихся в МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
3.21.2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и
защите Родины.
3.21.2.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
3.21.2.3.1. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
893
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
3.21.2.2. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
3.21.2.3. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
3.21.2.4. Воспитательная деятельность в образовательной организации
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
894
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
3.21.2.4.1. Направления воспитания.
2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к
правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физиче-
895
ских способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
3.21.2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися
ООП ООО установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС ООО.
2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
2.5.3.1. Гражданское воспитание:
896
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического
сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально
значимой деятельности.
2.5.3.2. Патриотическое воспитание:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
2.5.3.3. Духовно-нравственное воспитание:
897
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
2.5.3.4. Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
898
2.5.3.5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
2.5.3.6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
2.5.3.7. Экологическое воспитание:
899
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
2.5.3.8. Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
3.21.2. Содержательный раздел
3.1. Уклад образовательной организации.
МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг впервые открыла
свои двери в 1929 году и является старейшей школой в Туапсинском районе.
На своем веку она пережила времена, когда аул, в котором она расположена
назывался селом Карповка, затем селом Куйбышевка и, наконец, получил
название Агуй-Шапсуг. Сейчас аул Агуй-Шапсуг является крупнейшим аулом
с компактным проживанием причерноморских адыгов – шапсугов и крупнейшим аулом на Черноморском побережье.
900
Культура шапсугов самобытна и разнообразна, а история уходит в древние времена. Одной из главных задач школы является сохранение культурного
наследия местного населения и популяризация среди обучающихся.
У школы есть свои традиции и устои, среди которых: месячник родного
адыгейского языка, отмечание народных адыгейских праздников, спортивные
соревнования по традиционным адыгейским играм, ежеквартальные Дни здоровья.
С 2018 года школа входит в общероссийский проект «Шахматы в
школу», а с 2020 года в проект «Самбо в школу». Это положило начало еще
одним традиционным мероприятиям – ежегодному шахматному чемпионату
«Белая ладья» и соревнованиям по самбо «Атлетикум». Со спортом школа связана очень тесно: имеет сетевое взаимодействие с Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Центр развития спорта» и Муниципальным бюджетным учреждением спортивная школа № 9 п. Тюменский. Абсолютно в каждом классе есть члены сборной края по самбо. С именем школы
связаны имена многих выдающихся российских спортсменов: это Куадже Рамазан Аскерович, Нагучев Саид Смаилович, Шхалахов Нурбий Махмудович и
многие другие.
В школе функционируют выборные коллегиальные органы управления:
Совет школы, общешкольный родительский комитет, школьное ученическое
самоуправление во главе с лидером школы.
Работа школьного ученического самоуправления включает в себя постоянный контакт старшеклассников с младшеклассниками через игровое, информационное, проектное взаимодействие. Обучающиеся старших классов
проводят уроки здорового образа жизни, спортивные игры и организуют
праздники.
С 2021 года в школе реализуется программа социальной активности
«Орлята России» в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации». В августе 2022 года было принято решение о вхождении МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй901
Шапсуг во всероссийский проект программы социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», а обучающиеся 5 класса стали
участвовать в апробации Программы активной социализации для обучающихся «Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна».
С апреля 2022 года в школе действует волонтерский отряд «Взгляд в будущее». Обучающиеся занимаются 2 основными направлениями: помощь и
организация работы с ветеранами ВОВ, участниками и тружениками тыла
ВОВ и «зеленое» волонтерство – высадка и уход за зелеными насаждениями,
уборка водоохранной зоны и т.д.
В 2023 году школа получила статус «базовой» по изучению адыгейского
языка в Туапсинском районе. Это дало дополнительные возможности для вовлечения обучающихся в изучение адыгейского языка как в рамках урока, так
и во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
С августа 2023 года школа является членом Сети ассоциированных школ
ЮНЕСКО, тесно взаимодействую с образовательными организациями Российской Федерации и неся миссию ЮНЕСКО в рамках образования и сохранения культурного наследия.
Миссия школы в самосознании её педагогического коллектива – воспитание человека, обладающего творческим потенциалом, способного жить в информационном обществе: желающего и умеющего использовать современные
информационно-коммуникационные технологии в решении задач своей учебной или профессиональной деятельности, обладающий ключевыми компетентностями, чувствующего себя реально защищенным в социальном отношении, т.к. способен гибко перестраивать направление своей деятельности в
связи со сменой технологий или требованиями рынка, но не забывающим свои
корни и традиции.
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом
разделе планируются, представляются по модулям.
902
В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определённого направления деятельности в образовательной организации. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания
(урочная деятельность, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями и другие).
3.2.2. В рабочей программе воспитания представлены описания воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации образовательных программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и другие), а также дополнительных (вариативных) модулей, реализуемых в общеобразовательной организации (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа,
добровольческая деятельность (волонтёрство), школьные спортивные клубы,
школьные театры, наставничество).
3.2.3. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского
исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
903
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
3.2.4. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
№
Тематика
внеурочной Название
904
курса
внеурочной
п/п
деятельности
деятельности
1. Разговоры о важном
Разговоры о важном
2. Дополнительное изучение Адыгейский язык
учебных предметов
3. Формирование
Краеведческий туризм
функцио- Читательская грамотность
нальной грамотности
4. Профориентационная
Математическая грамотность
ра- Разговор о профессиях
бота/предпринимательство/финансовая
грамот- Основы финансовой грамотности
ность
5. Развитие личности и само- Театральная деятельность
реализация обучающихся
Азбука самбо (Самбо)
Ход конем (Шахматы)
6. Комплекс воспитательных Урок мужества
мероприятий
Орлята России
Данные занятия проводятся по выбору учащихся и на основе анкетирования родителей.
Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего образования, школа распределяет 10 часов внеурочной деятельности следующим образом:
1 час в неделю - «Разговор о важном». Главной целью таких занятий является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
3 часа в неделю отводится на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Это дополнительное изучение родного (адыгейского) языка и литературного чтения
905
на родном (адыгейском) языке в форме курса внеурочной деятельности «Адыгейский язык» и курс внеурочной деятельности «Краеведческий туризм» в
рамках регионального компонента.
Главной целью этих внеурочных занятий является интеллектуальное и
общекультурное развитие школьников, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Эти занятия направлены на формирование ценностного отношения школьников к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Проведение таких занятий проводятся в форме, отличной для традиционного урока.
1 час в неделю отводится занятиям по формированию функциональной
грамотности школьников. Для этого в школе организованы специальные интегрированные курсы внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
и «Математическая грамотность».
Главной целью этих внеурочных занятий является развитие у школьников способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют
один из самых важных педагогических принципов – связь образования с жизнью.
1 час в неделю отводится занятиям, направленным на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся. В рамках
этого направления в школе реализуются курсы внеурочной деятельности «Разговор о профессиях» и «Основы финансовой грамотности».
Главной их целью должно является формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и
своей будущей профессии, осознание ими важности получаемых в школе знаний, развитие их ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия.
906
В рамках профориентационных занятий школьники знакомятся не
только с миром профессий и способами получения профессионального образования, но и осваивают важные надпрофессиональные навыки - общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Владение ими позволит ребенку в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так
и в личной жизни.
2 часа в неделю отводится занятиям, направленным на удовлетворение
интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии,
помощь в их самореализации, раскрытии и развитии их способностей и талантов. Это занятия школьников в творческих и спортивных объединениях в рамках реализации курсов внеурочной деятельности «Театральная деятельность»,
«Азбука самбо» и «Ход конем».
С 2020 года в школе существует спортивный клуб «Олимп», включающий в себя спортивные секции по мини-футболу, волейболу и подвижным играм. Реализуется дополнительное образование по виду спорта самбо.
Главная цель таких занятий - раскрытие способностей школьников, формирование у них ценностного отношения к культуре, физическое развитие
обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности.
2 часа в неделю отводится занятиям, направленным на удовлетворение
социальных интересов и потребностей обучающихся в форме курсов внеурочной деятельности по программе развития социальной активности «Орлята России» и программе патриотического воспитания «Урок мужества».
Целью таких занятий является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать
свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать в расчёт другие точки зрения.
Такие внеурочные занятия направлены на обеспечение благополучия детей в образовательном пространстве школы, помогают ребенку почувствовать
907
свою ответственность за происходящее в школе, понимать, на что именно они
могут повлиять в школьной жизни и знать, как это можно сделать.
3.2.5. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на
решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при
необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другие), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
908
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями,
с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в
классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
3.2.6. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривают:
909
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют
все классы (День знаний, День учителя, День черкесского костюма, Новый
год, День защитника Отечества, Месячник адыгейского языка, Международный женский день, Последний звонок);
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе
(«Посвящение в первоклассники», «Прощай начальная школа»);
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками,
в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности;
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями, проводимые для жителей населенного пункта и совместно с семьями обучающихся;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
910
и оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных
дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими
взрослыми.
3.2.7. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнёрами образовательной организации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и другие), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки,
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
3.2.8. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
911
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию государственной символикой Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб),
изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных
деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры
и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
912
оформление и обновление стендов в помещениях, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другие;
разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другие), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
913
3.2.9. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или
запланированные):
создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении
вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в управляющем совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся
и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в Интернете, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
914
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
3.2.10. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в образовательной организации предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или других), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в
образовательной организации.
Структура
ученического
самоуправления
МБОУ
СОШ
им .Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг:
Лидер
ученического
самоуправления
Совет
ученического
самоуправления
Совет
Лидеров
Совет Дела
Информационная
комиссия
Спортивнооздоровительная
комиссия
Культурнодосуговая
комиссия
915
Общественная
комиссия
Советы
классов
№15
3.2.11. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды с
целью обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другие);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные
объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
916
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и других);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
3.2.12. Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий
в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные
праздники, торжественные мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципального образования, региона, страны;
917
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Сетевое взаимодействие МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг
Партнер
Вид взаимодействия
Общее образование
МАОУ СОШ № 5 г. Ту- Сетевое взаимодейапсе
ствие
Роль партнеров в
реализации проекта
Наставничество, участие в мероприятиях,
занятиях
Дополнительное образование
МБУ СШ №9 п. Тюмен- Сетевое
Участие в мероприяский МО Туапсинский взаимодействие
тиях, занятиях
район
МБОУ ДО СЮТур
Сетевое
Участие в проектах,
г. Туапсе
взаимодействие
участие в конкурсах, занятиях, иных мероприятиях
ВУЗы
ФГБОУ ВО «АГПУ»
Сотрудничество
Методическая помощь,
профориентационные и
диагностические мероприятия для обучающихся и сотрудников
ФГБОУ ВО «АГУ»
Сотрудничество
Методическая помощь,
профориентационные и
диагностические мероприятия для обучающихся и сотрудников,
участие в проектах, конкурсах, мероприятиях,
курсах
УВО
«Университет Сотрудничество
Методическая помощь,
управления «ТИСБИ»
профориентационные и
диагностические мероприятия для обучающихся и сотрудников,
918
участие в проектах, конкурсах, мероприятиях,
курсах
Центры профессиональной подготовки
«Российское движение Сотрудничество
Участие в проектах,
школьников»
конкурсах, мероприятиях, курсах
Предприятия
АО «Санаторий «Авто- Сотрудничество
Экскурсии, профпробы,
транспортник»
совместный
проект,
шефская деятельность
АО «Яндекс. Лицей»
Сетевое
взаимодей- Предоставление
плоствие
щадки, партнерская помощь в обучении
Структурное подразде- Сотрудничество
Участие в проектах,
ление ООН «САШ
конкурсах, мероприяЮНЕСКО в РФ»
тиях, курсах
3.2.13. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации,
919
где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности,
дополнительного образования.
С 2023 года школа реализует Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры «Билет в будущее».
В рамках проекта запланированы посещение предприятий-партнеров проекта
и профессиональные пробы.
3.2.14. Детские общественные объединения
Действующие на базе МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. АгуйШапсуг отряд юных инспекторов движения «Светофор», дружина юных пожарных «Факел», школьное научное общество учащихся «Мозгомания»,
школьный театр «Мир. Дружба. Жвачка.» – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения.
Воспитание осуществляется через:
920
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством создания и поддержки интернет-странички детского объединения в
соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых
детским объединением дел).
3.2.15. Волонтерская деятельность
На базе МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг организован волонтерский отряд «Взгляд в будущее». Отряд работает по двум основными направлениями: помощь и организация работы с ветеранами ВОВ,
участниками и тружениками тыла ВОВ и «зеленое» волонтерство – высадка и
уход за зелеными насаждениями, уборка водоохранной зоны и т.д.
Воспитательный потенциал волонтерской деятельности реализуется
следующим образом:
921
участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного и поселкового уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на
территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);
участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного и
поселкового);
посильная помощь, оказываемая школьниками ветеранам Великой Отечественной войны и участникам Специальной военной операции;
участие школьников в организации и проведении мероприятий патриотического направления;
привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей
этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями ОО;
участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров;
участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (благоустройство, уход за деревьями и кустарниками).
3.21.3. Организационный раздел
4.1. Кадровое обеспечение.
Общая численность педагогических работников: 17 человек, педагогическое образование имеют – 17 педагогов, 1 педагог имеет Почетную грамоту
Министерства образования и науки РФ, 1 педагог имеет высшую квалифика-
922
ционную категорию, 16 человек – не имеют категорию. 3 человека имеет среднее профессиональное образование, 14 человек – высшее образование.
В психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе
детей с ОВЗ, вовлечены следующие специалисты: заместитель директора по
воспитательной работе и педагог-психолог.
По состоянию на 1 сентября 2023 года в МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева имеются следующие сотрудники, осуществляющие образовательную деятельность:
Директор – 1;
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 2;
Заместитель директора по воспитательной работе – 1;
Педагог-психолог – 1;
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – 1;
Учителя-предметники – 13;
Учителя начальных классов – 4;
Педагог дополнительного образования – 1;
Классные руководители – 10;
Библиотекарь – 1.
Все заместители директора имеют педагогическое образование и совмещают основную должность учителя с должностью заместителя директора.
923
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
На уровне МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг основные локальные нормативные документы могут приниматься решением директора и/или решением Управляющего совета, а также согласовываться с Пдагогическим советом, Методическим объединением, Ученическим советом.
К основным локальным нормативным актам МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг по вопросам воспитательной работы относятся:
1. Должностные инструкции: заместителя директора по ВР, советника
директора по воспитательной работе, классного руководителя, учителя, пдагога-психолога, библиотекаря;
2. Положение о классном руководстве;
3. Положение о методическом объединении классных руководителей;
4. Положение об организации внеурочной деятельности;
5. Положение о библиотеке;
6. Положение о службе психолого-педагогического и социального спровождения;
7. Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
8. Положение о психолого-педагогической помощи;
9. Положение о службе школьной медиации;
10. Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС;
11. Положение о Совете старшеклассников
12. Рабочая программа воспитания 2021
13. Программа воспитания 2022
14. Положение о внутришкольном учете
15. Положение о Совете профилактики правонарушений
16. Положение о воспитательной работе
4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
924
4.3.1. Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в адаптированных основных образовательных программах для обучающихся каждой нозологической группы.
4.3.2. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ,
из социально уязвимых групп, одарённых, с отклоняющимся поведением, –
создаются особые условия, согласно заключению психолого-педагогической
комиссии.
4.3.3. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медико-социальной компетентности.
4.3.4. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
925
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного
числа обучающихся);
соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другие);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского со-
926
общества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
4.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав
расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
4.4.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать подтверждение личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в
конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио
класса.
4.4.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
4.4.6. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
927
4.4.7. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение
благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу общеобразовательной организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на
взаимоотношения в образовательной организации.
4.5. Анализ воспитательного процесса.
4.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии
с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне начального общего образования, установленными
ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
4.5.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
4.5.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач
воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов,
форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
928
распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами,
так и стихийной социализации, и саморазвития.
4.5.4. Основные направления анализа воспитательного процесса:
4.5.5. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
4.5.6. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
4.5.7. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе, советником директора по воспитанию, педагогом-психологом с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
4.5.8. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
4.5.9. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые
удалось решить за прошедший учебный год;
проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;
новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
4.5.10. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
4.5.11. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния
совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
929
4.5.12. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной
работе, советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
4.5.13. Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
4.5.14. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.
4.5.15. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности обучающихся;
деятельность классных руководителей;
проведение общешкольных основных дел, мероприятий;
проведение внешкольных мероприятий;
создание и поддержка предметно-пространственной среды;
взаимодействие с родительским сообществом;
деятельность ученического самоуправления;
деятельность по профилактике и безопасности;
реализация потенциала социального партнёрства;
деятельность по профориентации обучающихся.
4.5.16. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
4.5.17. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе совместно с советником директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и
930
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом
управления в образовательной организации.
931