3.3 Рабочая программа по учебному предмету «Родной (адыгейский) язык»

3.3 Рабочая программа по учебному предмету
«Родной (адыгейский) язык».
3.3.1. Рабочая программа по учебному предмету «Родной (адыгейский) язык»
(предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее
соответственно – программа по родному (адыгейскому) языку, родной (адыгейский)
язык) разработана для обучающихся, владеющих родным (адыгейским) языком, и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по родному (адыгейскому) языку.
3.3.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(адыгейского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
3.3.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
3.3.4. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(адыгейскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
3.3.5. Пояснительная записка.
3.3.5.1. Программа по родному (адыгейскому) языку разработана с целью
оказания методической помощи учителю родного (адыгейского) языка в создании
рабочей программы по учебному предмету.
Для обучающихся на уровне начального общего образования родной язык
является средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности. В условиях
билингвальной среды важнейшей задачей изучения родного языка является единство
осознания его национальной ценности и толерантного отношения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения родного адыгейского языка предполагается использование
материалов адыгейской литературы, истории и культуры адыгов, установление
104

межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык», «Литературное
чтение»,

«Литературное

чтение

на

родном

языке»,

«Окружающий

мир»,

«Искусство»).
Изучение родного (адыгейского) языка начинается с обучения грамоте. Данный
раздел направлен на формирование навыка чтения и основ элементарного
графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря,
совершенствование

фонематического

слуха,

усвоение

первоначальных

грамматических и орфографических тем. Обучение письму идёт параллельно с
обучением чтению. После обучения письму и чтению начинается раздельное
изучение адыгейского языка и литературного чтения на адыгейском языке.
3.3.5.2. В содержании программы по родному (адыгейскому) языку выделяются
три сквозные содержательные линии: общие сведения о языке, язык и культура,
систематический курс, развитие речи.
Данные содержательные линии тесно взаимосвязаны, они определяют предмет
обучения и его структуру.
3.3.5.3. Изучение родного (адыгейского) языка направлено на достижение
следующих целей:
формирование первоначальных

представлений

о

своеобразии

родного

(адыгейского) языка, национальных традициях и культуре адыгейского народа;
развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
(адыгейскому) языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты;
развитие

познавательного

интереса к

родному (адыгейскому)

языку,

стремления совершенствовать свою речь;
формирование способности выбирать языковые средства в соответствии с
целями, задачами и условиями общения, делать выводы и обосновывать свои
суждения на родном (адыгейском) языке;
формирование способности воспринимать на слух устные высказывания
учителя (других обучающихся);
105

развитие умений правильно читать и грамотно писать, участвовать в диалоге,
составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
формирование первоначальных представлений о системе и структуре
адыгейского языка (лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике и
словообразовании, морфологии и синтаксисе).
3.3.5.4. Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(адыгейского) языка, – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68
часов (2 часа в неделю).
3.3.6. Содержание обучения в 1 классе.
3.3.6.1. Начальным этапом изучения родного (адыгейского) языка в 1 классе
является учебный курс «Обучение грамоте». На учебный курс «Обучение грамоте»
рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета «Родной
(адыгейский) язык» и 1 час учебного предмета «Литературное чтение на родном
(адыгейском) языке»). Продолжительность учебного курса «Обучение грамоте»
составляет 23 учебные недели, соответственно, продолжительность изучения
систематического курса в 1 классе составляет 10 недель.
3.3.6.1.1. Развитие речи.
Вводный урок. Наша речь. Понятие устной и письменной речи.
3.3.6.1.2. Слово и предложение.
Слово. Значение слов.
Предложение. Различие и связь слова и предложения. Работа с предложением:
выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование
предложения в соответствии с заданной интонацией.
Слог. Перенос слов.
Деление речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с
использованием графических схем.
3.3.6.1.3. Фонетика и графика.
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
числа и последовательности звуков в слове.
106

Гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки. Различение
произношения гласных звуков а, о, ы, и, э в русском и адыгейском языках,
различение произношения гласных звуков а, о, ы, и, э в словах адыгейского
языка и заимствованных словах. Слог как минимальная произносительная единица.
Деление слов на слоги.
Произношение гласных и согласных звуков. Письмо строчных и заглавных
букв.
Алфавит, правильное название букв алфавита. Специфичные буквы и звуки
адыгейского языка.
Произношение звуков [I], [Iу] Буквы «I», «Iу». Письмо строчной и прописной
буквы «I», «Iу». Произношение звуков [к], [ку]. Буквы «К», «Ку». Письмо строчной и
прописной букв «к», «К», «ку», «Ку». Произношение звука [къ]. Буква «къ», «Къ».
Письмо строчной и прописной буквы «къ», «Къ». Произношение звука [къу]. Буква
«къу», «Къу». Письмо строчной и прописной буквы «къу», «Къу». Произношение
звука [кI]. Буква «кI», «КI». Письмо строчной и прописной буквы «кI», «КI».
Произношение звука [кIу]. Буква «кIу», «КIу». Письмо строчной и прописной буквы
«кIу», «КIу». Произношение звука [дж]. Буква «дж», «Дж». Письмо строчной и
прописной буквы «дж», «Дж». Произношение звука [гу]. Буква «гу», «Гу». Письмо
строчной и прописной буквы «гу», «Гу». Произношение звука [гъ]. Буква «гъ», «Гъ».
Письмо строчной и прописной буквы «гъ», «Гъ». Произношение звука [гъу]. Буква
«гъу», «Гъу». Письмо строчной и прописной буквы «гъу», «Гъу». Произношение
звука [лъ]. Буква «лъ», «Лъ». Письмо строчной и прописной буквы «лъ», «Лъ».
Произношение звука [хь]. Буква «хь», «Хь». Письмо строчной и прописной буквы
«хь», «Хь». Произношение звука [хъ]. Буква «хъ», «Хъ». Письмо строчной и
прописной буквы «хъ», «Хъ». Произношение звука [хъу]. Буква «хъу», «Хъу».
Письмо строчной и прописной буквы «хъу», «Хъу». Произношение звука [жь]. Буква
«жь», «Жь». Письмо строчной и прописной буквы «жь», «Жь». Произношение звука
[жъ]. Буква «жъ», «Жъ». Письмо строчной и прописной буквы «жъ», «Жъ».
Произношение звука [жъу]. Буква «жъу», «Жъу». Письмо строчной и прописной
буквы «жъу», «Жъу». Произношение звука [шъ]. Буква «шъ», «Шъ». Письмо
107

строчной и прописной буквы «шъ», «Шъ». Произношение звука [шъу]. Буква «шъу»,
«Шъу». Письмо строчной и прописной буквы «шъу», «Шъу». Произношение звука
[шI]. Буква «шI», «ШI». Письмо строчной и прописной буквы «шI», «ШI».
Произношение звука [шIу]. Буква «шIу», «ШIу». Письмо строчной и прописной
буквы «шIу», «ШIу». Звуки [жъу], [шъу], [шIу]. Буквы «Жъу», «Шъу», «ШIу».
Произношение звука [цу]. Буква «цу», «Цу». Письмо строчнойи прописной буквы
«цу», «Цу». Произношение звука [цI]. Буквы «цI», «ЦI». Письмо строчной и
прописной буквы «цI», «ЦI». Произношение звука [чъ]. Буква «чъ», «Чъ». Письмо
строчной и прописной буквы «чъ», «Чъ». Произношение звука [чI]. Буква «чI», «ЧI».
Письмо строчнойи прописной буквы «чI», «ЧI». Произношение звука [тI]. Буква «тI»,
«ТI». Письмо строчнойи прописной буквы «тI», «ТI». Произношение звука [тIу].
Буква «тIу», «ТIу». Письмо строчной и прописной буквы «тIу», «ТIу». Произношение
звука [пI]. Буква «пI», «ПI». Письмо строчной и прописной буквы «пI», «ПI».
Произношение звука [пIу]. Буква пIу, ПIу. Письмо строчной и прописной буквы
«пIу», «ПIу». Произношение звука [лI]. Буква «лI», «ЛI». Письмо строчной и
прописной буквы «лI», «ЛI». Произношение звука [дз]. Буквы «дз», «Дз». Письмо
строчной и прописной букв «дз», «Дз». Произношение звука [дзу]. Буквы «дзу»,
«Дзу». Письмо строчной и прописной буквы «дзу», «Дзу». Буквы «е», «ё», «ю», «я».
Дополнительные знаки: «ь», «ъ». Письмо дополнительных знаков «ь», «ъ».
3.3.6.1.4. Орфография.
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная
буква в начале предложения, в именах собственных, перенос слов по слогам без
стечения согласных, знаки препинания в конце предложения.
3.3.6.1.5. Чтение.
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений и коротких текстов. Соответствие интонаций и пауз знакам препинания
при чтении вслух. Развитие осознанности и выразительности чтенияна материале
небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при
108

переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовкуи при списывании.
3.3.6.1.6. Письмо.
Знакомство с учебником и прописью. Подготовка к письму. Усвоение
гигиенических требований при письме. Подготовка к письму. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Ориентация в пространстве листав
тетради и в пространстве классной доски. Письмо наклонных палочек. Письмо овалов
и полуовалов. Письмо наклонных палочек с закруглением вверху и снизу. Письмо
длинной наклонной линии с закруглением внизу (влево). Письмо длинных прямых
наклонных линий. Письмо больших и маленьких овалов, их чередование.
Начертание
Каллиграфические

письменных

прописных

требования

(заглавных)

правильности

и

написания,

строчных

букв.

разборчивости,

аккуратности письма. Письмо под диктовку слов и коротких предложений, написание
которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность
правильного списывания текста.
Первичные навыки клавиатурного письма. Функции небуквенных графических
средств: пробела между словами, знака переноса.
3.3.6.2. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Родной язык – средство единения народа.
Государственные языки Республики Адыгея.
3.3.6.3. Систематический курс.
3.3.6.3.1. Фонетика и орфоэпия.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении
гласных и согласных. Гласные звуки и их буквенные обозначения. Буквенные
обозначения согласных звуков.
Слог. Перенос слов по слогам.
3.3.6.3.2. Графика.
Звук и буква. Различение звуков и букв. Установление соотношения звукового
и буквенного состава слова. Использование небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса. Адыгейский алфавит: правильное называние
109

букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения
списка слов.
3.3.6.3.3. Лексика.
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Словарное богатство родного языка. Выявление слов, значение
которых требует уточнения.
3.3.6.3.4. Синтаксис.
Предложение.

Предложения

по

цели

высказывания

(ознакомление).

Записывание собственных предложений (с помощью учителя). Употребление
прописной буквы в начале предложения.
3.3.6.3.5. Текст.
Текст. Работа с текстом. Работа с текстом: списывание текста, оформление
предложений в тексте.
3.3.6.3.6. Орфография и пунктуация.
Основные принципы орфографии. Формирование орфографической зоркости.
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии
людей). Знаки препинания в конце предложения (точка, восклицательный знак,
вопросительный знак).
3.3.7. Содержание обучения во 2 классе.
3.3.7.1. Развитие речи.
Язык и речь. Правильная устная и письменная речь как показатель общей
культуры человека. Общение. Связная речь.
3.3.7.2. Систематический курс.
3.3.7.2.1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Различение гласных и согласных
звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный,
согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Гласные звуки. Слова со звуком э.
Согласные звуки: звонкие и глухие звуки, парные (непарные) звукипо
звонкости и глухости. Слова со звуком [кI] и буквой «кI». Лабиализованные
согласные. Абруптивные согласные. Простые и сложносоставные буквы (двух- и
110

трехэлементные): различение. Роль «ь», «ъ», «I», «у» в образовании сложносоставных
согласных букв. Буквы «къ», «къу», «кIу». Буквы «ж», «жь», «жъ». Буквы «л», «лъ»,
«лI». Буквы «х», «хь», «хъ». Буквы «ч», «чъ», «чI». Буквы «ш», «шъ», «шI».
Фонетический анализ слова (с помощью учителя).
Слог. Деление слова на слоги. Перенос слов. Сложные буквы не делятся.
Перенос слов с буквами «у», «й».
Слогообразующая роль гласных звуков. Ударный слог в адыгейском языке(в
сравнении с русским языком). Слова с буквами «й», «у». Слова с буквой «у».
Обозначение буквой «у» гласного и согласного звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах
изученного). Прописные и строчные буквы, их употребление.
Адыгейский алфавит. Знание алфавита: правильное называние букв в
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.
3.3.7.2.2. Слово.
Понимание слова как единства звучания и значения. Определение значения
слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова
близкие и противоположные по смыслу.
Слова, обозначающие предмет. Слова, отвечающие на вопросы «хэт?» («кто?»),
«сыд?» («что?»).
Собственные и нарицательные имена существительные (ознакомление).
Правописание фамилий, имён, отчеств людей. Правописание кличек животных.
Правописание географических названий.
Работа с толковым словарём учебника.
Слова, обозначающие действие предмета. Вопросы «сыд ышIэщт?» («что
делать?»), «сыд ышIэрэр?» («что делает?»), «сыд ашIэрэр?» («что делают?»).
Слова, обозначающие признаки предметов. Вопросы «сыд фэд?», («какой?»),
«сыд фэдэх?» («какие?»).
3.3.7.2.3. Синтаксис.
111

Предложение. Словосочетание. Различение предложения, словосочетания,
слова (осознание их сходства и различия). Главные члены предложения: подлежащее
и сказуемое. Связь слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные. Виды предложения по
интонации: восклицательные и невосклицательные.
3.3.7.2.4. Текст.
Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Структура текста.
Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность
частей текста (абзацев). План текста.
3.3.7.2.5. Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического
словаря.
Применение правил правописания и пунктуации (в рамках изученного
материала).
3.3.7.3. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Язык и общество. Язык – это средство общения, выражения мыслей и чувств.
Язык как средство познания, усвоения и развития культуры.
3.3.8. Содержание обучения в 3 классе.
3.3.8.1. Развитие речи.
Устная и письменная речь.
Типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Ситуации общения: цель, партнёр и место общения. Нормы речевого этикета.
Монолог и диалог. Практическое овладение диалогической и монологической
формой речи.
3.3.8.2. Систематический курс.
3.3.8.2.1. Состав слова.
Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных
слов и различных форм одного и того же слова.
Приставка. Суффикс. Представление о значении суффиксов и приставок.
Окончание.
112

Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Разбор
слова по составу (простые случаи).
3.3.8.2.2. Лексика.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямоми переносном
значении слова.
3.3.8.2.3. Части речи.
Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи. Вопросы
имён

существительных:

«хэт?»

(«кто?»),

«сыд?»

(«что?»).

Собственныеи

нарицательные имена существительные (на практическом уровне). Число имени
существительного. Изменение имён существительных по числам. Роль имени
существительного в предложении.
Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. Имена
прилагательные

в

речи.

Число

имени

прилагательного.

Изменение

имён

прилагательных по числам. Роль имени прилагательного в предложении.
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи. Время глагола:
настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глагола по временам. Число глагола.
Изменение глагола по числам.
3.3.8.2.4. Синтаксис.
Предложение. Предложения по цели высказывания. Повествовательное
предложение. Вопросительное предложение. Восклицательное предложение.
Связь слов в предложении. Установление связи (при помощи смысловых
вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Главные

члены

предложения.

Второстепенные

члены

предложения

(ознакомление).
Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов
при помощи вопроса (с помощью учителя).
3.3.8.2.5. Текст.
Признаки текста (повторение изученного).
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
113

3.3.8.2.6. Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического
словаря.
Знаки препинания в конце предложения (вопросительный, восклицательный,
точка).
3.3.8.3. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Язык как средство общения. Язык как система культуры речи. Роль родного
(адыгейского) языка в сохранении и развитии культуры.
3.3.9. Содержание обучения в 4 классе.
3.3.9.1. Развитие речи.
Адыгейский

речевой

этикет

(приветствие,

прощание,

извинение,

благодарность, обращение с просьбой и другие).
Основные виды изложений и сочинений (без заучивания обучающимися
определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами
сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
3.3.9.2. Систематический курс.
3.3.9.2.1. Состав слова.
Состав слова (повторение). Корень слова. Однокоренные слова. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Основа слова и окончание. Выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Сложные слова.
Нахождение корня в однокоренных словах. Разбор слова по составу (простые случаи).
3.3.9.2.2. Лексика.
Синонимы и антонимы. Нахождение в тексте синонимов и антонимов.
Использование синонимов и антонимов речи. Омонимы (наблюдение).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Работа со словарями.
3.3.9.2.3. Морфология.
114

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные
(ознакомительно).
Имя

существительное

как

часть

речи.

Начальная

форма

имени

существительного. Падежи имени существительного. Различение падежныхи
смысловых

(синтаксических)

вопросов.

Определение

падежа

имени

существительного. Изменение имени существительного по падежам. Склонение имён
существительных

во

множественном

числе.

Словообразование

имён

существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Словообразование прилагательного.
Начальная форма имени прилагательного. Изменение прилагательного по числами
падежам.

Правописание

прилагательных.

Зависимость

формы

имени

прилагательного от формы имени существительного. Морфологический разбор имён
прилагательных. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Имя числительное как часть речи. Общее представление о числительных.
Количественные и порядковые числительные. Образование словосочетанияс
числительным и существительным. Правописание числительных.
Местоимение как часть речи. Общее представление о местоимении. Личные
местоимения. Значение и употребление в речи. Употребление местоименийвместо
имён существительных. Местоимения первого лица: «сэ» («я»), «тэ» («мы»).
Местоимения второго лица: «о» («ты»), «шъо» («вы»). Местоимения третьего лица:
«ар» («он», «она»), «ахэр» («они»). Местоимения единственного и множественного
числа. Склонение личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам и временам. Первое лицо
глагола. Второе лицо глагола. Третье лицо глагола. Изменение глагола по лицам,
числам и временам. Приставки глагола. Морфологический разбор глаголов.
Синтаксическая роль глагола.
Союз

как

служебная

часть

речи.

Соединительные,

разделительные,

противительные союзы (ознакомительно). Союзы «ыкIи» («и»), «е», «е-е» («или»),
«ау» («но»). Знаки препинания при союзах. Правописание союзов.
3.3.9.2.4. Синтаксис.
115

Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены
предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Предложения

по

цели

высказывания

(повторение).

Распространённоеи

нераспространённое предложение. Синтаксический анализ простого предложения с
двумя главными членами.
Однородные члены предложения. Однородные члены предложения, связанные
союзами. Нахождение однородных членов и составление предложений с ними без
союзов и с союзами «ыкIи» («и»), «е-е» («или»), «ау» («но»).
Сложное предложение (общее представление).
3.3.9.2.5. Текст.
Признаки текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение,их
особенности (повторение изученного).
Жанры письма и поздравления.
3.3.9.2.6. Обращение. Предложения с обращением. Нахождение в предложении
обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Обособление обращений.
3.3.9.3. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Язык – основное средство общения. Многообразие языкового пространства
России и мира.
Язык – достояние общества.
Значение изучения родного (адыгейского) языка и русского государственного в
жизни человека.
Язык как особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов.
3.3.10. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(адыгейскому) языку на уровне начального общего образования.
3.3.10.1. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числечерез
изучение адыгейского языка, являющегося частью истории и культуры страны;
116

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса адыгейского языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,в том числе
при работе с учебными текстами;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правахи
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными
текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числес
использованием языковых средств для выражения своего состоянияи чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного
языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровьяи

эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
117

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участияв различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям(в том числе через
примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работынад текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе адыгейского языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательностьи
самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
адыгейского языка).
3.3.10.2. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне
начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения
совместной деятельности.
3.3.10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основаниядля
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать
языковые единицы и явления адыгейского языка с языковыми явлениями русского
языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материалена основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
118

выявлять недостаток информации для решения учебнойи практической задачи
на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюденияза
языковым материалом, делать выводы.
3.3.10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствияв
аналогичных или сходных ситуациях.
3.3.10.2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работатьс

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили
на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информациив
119

Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем.
3.3.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общениякак часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
подготавливать

небольшие

публичные

выступления;

подбирать

иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3.3.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
3.3.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

орфографических ошибок.
120

для

преодоления

речевыхи

3.3.10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия
по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесси
результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
3.3.10.3. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К
концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, слово и предложение;
выделять слова в предложении, менять их местами, составлять предложения из
данных слов, читать предложения с соблюдением интонации;
выделять слоги в слове, определять количество слогов в слове,
различать звук и букву;
различать гласные и согласные звуки, правильно произносить специфичные
звуки адыгейского языка;
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
называть адыгейский алфавит, правильно писать буквы адыгейского алфавита;
правильно читать и писать слова с простыми согласными: ж, к, х, а также со
сложными согласными: жъ, жъу, къ, къу, хъ, хъу и другие;
применять правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного
материала);
читать по слогам, читать с плавным переходом к чтению целыми словами;
121

писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходитсяс
их произношением;
работать со словарем.
3.3.10.4. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К
концу обучения в 2 классе обучающийся научится:
определять качественную характеристику согласных и гласных звуков;
проводить фонетический анализ слов (простые случаи);
правильно писать и произносить слова со звуком э, слова со звуком [кI]и
буквой кI;
различать лабиализованные и абруптивные согласные (на практическом уровне
без использования терминов);
различать простые и сложносоставные буквы;
определять значение слова по контексту и по словарю;
различать и использовать в речи слова близкие и противоположныепо смыслу;
различать по вопросам слова, обозначающие предмет, признак предметаи
действие предмета;
различать собственные и нарицательные имена (на практическом уровнебез
употребления терминов);
различать предложение, словосочетание, слово;
объяснять связь слов в предложении;
различать и использовать в речи предложения по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные) и предложенияпо интонации
(восклицательные и невосклицательные);
составлять тексты, соблюдая структуру текста, подбирать заглавие текста,
соблюдать последовательность предложений при составлении текста, работатьс
деформированным текстом;
составлять план текста (с помощью учителя);
использовать правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного
материала).
122

3.3.10.5. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К
концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
соблюдать правила речевого этикета;
выделять в слове корень (простые случаи), подбирать однокоренные слова,
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
выделять в слове приставку, суффикс, окончание (простые случаи);
различать и использовать в речи однозначные и многозначные слова, словас
прямым и переносным значением;
определять часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)по
вопросу;
определять число имени существительного, изменять имя существительноепо
числам и определять его роль в предложении;
определять число имени прилагательного; изменять имя прилагательноепо
числам и определять его роль в предложении;
определять время глагола: настоящее, прошедшее, будущее, изменять глагол по
временам;
определять число глагола, изменять глагол по числам;
определять предложения по цели высказывания и по интонации;
устанавливать связь между словами в предложении и в словосочетании;
различать главные и второстепенные члены предложения;
определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса
(с помощью учителя);
составлять план текста (самостоятельно);
различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение;
использовать правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного
материала).
3.3.10.6. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К
концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
использовать в речи правила адыгейского речевого этикета;
различать однокоренные слова и синонимы;
123

проводить разбор слова по составу (простые случаи);
различать синонимы и антонимы, правильно использовать их в речи, подирать
к синонимам антонимы и наоборот, продолжать синонимичный ряд;
использовать в речи фразеологизмы, объяснять значение фразеологизмов,
пословиц, поговорок и крылатых выражений (распространенные случаи);
работать с лингвистическими словарями;
определять падеж имени существительного и изменять имена существительные
по падежам;
склонять имена существительные во множественном числе;
правильно образовывать имена существительные;
проводить морфологический разбор имени существительного;
определять падеж имени прилагательного и изменять имена прилагательные по
падежам;
проводить морфологический разбор имени прилагательного;
определять синтаксическую роль имени прилагательного;
иметь общее представление об имени числительном;
различать и использовать в речи количественные и порядковые числительные;
образовывать словосочетания с числительным и существительным;
различать местоимение от других частей речи;
склонять местоимения;
определять число, время, лицо глагола, изменять глагол по числам, временам,
лицам;
образовывать глаголы от других частей речи;
проводить морфологический разбор глагола;
использовать союзы в речи, соблюдать пунктуацию в предложенияхс союзами;
определять и называть главные и второстепенные члены предложения;
различать и использовать в речи распространённые и нераспространённые
предложения;
проводить синтаксический разбор простого предложения;
124

выделять однородные члены предложения и самостоятельно составлять
предложения с однородными членами предложения;
различать простое и сложное предложение (на практическом уровне);
писать письмо и поздравление;
находить в предложении обращение и правильно ставить знаки препинанияв
предложениях с обращениями;
определять значение изучения родного языка.

125


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».