3.14. Рабочая программа воспитания ООП НОО

3.14. Рабочая программа воспитания ООП НОО
Программа воспитания МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева
а. Агуй-Шапсуг основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования и разработана на основе нормативноправовых документов:
федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
федеральный закон РФ от 04 сентября 2022 года №371-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
стратегия национальной безопасности Российской Федерации, (Указ
Президента Российской Федерации от 02 июля 2021года № 400);
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 372 от 18 мая 2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования»;
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования»;
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 371 от 18 мая 2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября
2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ»;
приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря
2020 года «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
415

образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля
2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы
воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23.06.2022 г. № 3/22).
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе преду-

416

сматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
3.14.1. Целевой раздел
3.14.1.1. Содержание воспитания обучающихся в МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
3.14.1.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и
защите Родины.
3.14.1.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного

417

уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
3.14.1.4. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО.
3.14.1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
3.14.1.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической

418

направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
3.14.1.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к
правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
419

6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению
знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
3.14.1.8. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
НОО установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания,
воспитательного пространства.
3.14.1.9. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
3.14.1.9.1. Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, её территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
420

понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
3.14.1.9.2. Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический
и моральный вред другим людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3.14.1.9.3. Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
421

проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
3.14.1.9.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни,
в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
3.14.1.9.5. Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
3.14.1.9.6. Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
3.14.1.9.7. Ценности научного познания:

422

выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и
неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
3.14.2. Содержательный раздел
3.14.2.1. Уклад образовательной организации.
МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг впервые открыла
свои двери в 1929 году и является старейшей школой в Туапсинском районе.
На своем веку она пережила времена, когда аул, в котором она расположена
назывался селом Карповка, затем селом Куйбышевка и, наконец, получил
название Агуй-Шапсуг. Сейчас аул Агуй-Шапсуг является крупнейшим аулом
с компактным проживанием причерноморских адыгов – шапсугов и крупнейшим аулом на Черноморском побережье.
Культура шапсугов самобытна и разнообразна, а история уходит в древние времена. Одной из главных задач школы является сохранение культурного
наследия местного населения и популяризация среди обучающихся.
У школы есть свои традиции и устои, среди которых: месячник родного
адыгейского языка, отмечание народных адыгейских праздников, спортивные
соревнования по традиционным адыгейским играм, ежеквартальные Дни здоровья.
С 2018 года школа входит в общероссийский проект «Шахматы в
школу», а с 2020 года в проект «Самбо в школу». Это положило начало еще
одним традиционным мероприятиям – ежегодному шахматному чемпионату
«Белая ладья» и соревнованиям по самбо «Атлетикум». Со спортом школа связана очень тесно: имеет сетевое взаимодействие с Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Центр развития спорта» и Муници423

пальным бюджетным учреждением спортивная школа № 9 п. Тюменский. Абсолютно в каждом классе есть члены сборной края по самбо. С именем школы
связаны имена многих выдающихся российских спортсменов: это Куадже Рамазан Аскерович, Нагучев Саид Смаилович, Шхалахов Нурбий Махмудович и
многие другие.
В школе функционируют выборные коллегиальные органы управления:
Совет школы, общешкольный родительский комитет, школьное ученическое
самоуправление во главе с лидером школы.
Работа школьного ученического самоуправления включает в себя постоянный контакт старшеклассников с младшеклассниками через игровое, информационное, проектное взаимодействие. Обучающиеся старших классов
проводят уроки здорового образа жизни, спортивные игры и организуют
праздники.
С 2021 года в школе реализуется программа социальной активности
«Орлята России» в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации». В августе 2022 года было принято решение о вхождении МБОУ СОШ № 15 им. Н.А. Тхагушева а. АгуйШапсуг во всероссийский проект программы социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», а обучающиеся 5 класса стали
участвовать в апробации Программы активной социализации для обучающихся «Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна».
С апреля 2022 года в школе действует волонтерский отряд «Взгляд в будущее». Обучающиеся занимаются 2 основными направлениями: помощь и
организация работы с ветеранами ВОВ, участниками и тружениками тыла
ВОВ и «зеленое» волонтерство – высадка и уход за зелеными насаждениями,
уборка водоохранной зоны и т.д.
В 2023 году школа получила статус «базовой» по изучению адыгейского
языка в Туапсинском районе. Это дало дополнительные возможности для вовлечения обучающихся в изучение адыгейского языка как в рамках урока, так
и во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
424

С августа 2023 года школа является членом Сети ассоциированных школ
ЮНЕСКО, тесно взаимодействую с образовательными организациями Российской Федерации и неся миссию ЮНЕСКО в рамках образования и сохранения культурного наследия.
Миссия школы в самосознании её педагогического коллектива – воспитание человека, обладающего творческим потенциалом, способного жить в информационном обществе: желающего и умеющего использовать современные
информационно-коммуникационные технологии в решении задач своей учебной или профессиональной деятельности, обладающий ключевыми компетентностями, чувствующего себя реально защищенным в социальном отношении, т.к. способен гибко перестраивать направление своей деятельности в
связи со сменой технологий или требованиями рынка, но не забывающим свои
корни и традиции.
3.14.2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.14.2.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в
этом разделе планируются, представляются по модулям.
В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определённого направления деятельности в образовательной организации. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания
(урочная деятельность, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями и другие).
3.14.2.2.2. В рабочей программе воспитания представлены описания
воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно
правовым условиям реализации образовательных программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и другие), а также дополнительных (вариативных) модулей, реализуемых в общеобразовательной организации (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа,
добровольческая деятельность (волонтёрство), школьные спортивные клубы,
школьные театры, наставничество).
3.14.2.2.3. Модуль «Урочная деятельность».
425

Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского
исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
426

укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
3.14.2.2.4. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
№

Тематика

п/п

деятельности

внеурочной Название

курса

внеурочной

деятельности

1. Разговоры о важном

Разговоры о важном

2. Дополнительное изучение Адыгейский язык
учебных предметов
3. Формирование

Краеведческий туризм

функцио- Читательская грамотность

нальной грамотности
4. Профориентационная

Математическая грамотность
ра- Разговор о профессиях

бота/предпринимательство/финансовая

грамот- Основы финансовой грамотности

ность
5. Развитие личности и само- Театральная деятельность
реализация обучающихся

Азбука самбо (Самбо)
Ход конем (Шахматы)

6. Комплекс воспитательных Урок мужества
мероприятий

Орлята России
427

Данные занятия проводятся по выбору учащихся и на основе анкетирования родителей.
Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего образования, школа распределяет 10 часов внеурочной деятельности следующим образом:
1 час в неделю - «Разговор о важном». Главной целью таких занятий является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
3 часа в неделю отводится на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Это дополнительное изучение родного (адыгейского) языка и литературного чтения
на родном (адыгейском) языке в форме курса внеурочной деятельности «Адыгейский язык» и курс внеурочной деятельности «Краеведческий туризм» в
рамках регионального компонента.
Главной целью этих внеурочных занятий является интеллектуальное и
общекультурное развитие школьников, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Эти занятия направлены на формирование ценностного отношения школьников к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Проведение таких занятий проводятся в форме, отличной для традиционного урока.
1 час в неделю отводится занятиям по формированию функциональной
грамотности школьников. Для этого в школе организованы специальные интегрированные курсы внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
и «Математическая грамотность».
428

Главной целью этих внеурочных занятий является развитие у школьников способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют
один из самых важных педагогических принципов – связь образования с жизнью.
1 час в неделю отводится занятиям, направленным на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся. В рамках
этого направления в школе реализуются курсы внеурочной деятельности «Разговор о профессиях» и «Основы финансовой грамотности».
Главной их целью должно является формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и
своей будущей профессии, осознание ими важности получаемых в школе знаний, развитие их ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия.
В рамках профориентационных занятий школьники знакомятся не
только с миром профессий и способами получения профессионального образования, но и осваивают важные надпрофессиональные навыки - общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Владение ими позволит ребенку в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так
и в личной жизни.
2 часа в неделю отводится занятиям, направленным на удовлетворение
интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии,
помощь в их самореализации, раскрытии и развитии их способностей и талантов. Это занятия школьников в творческих и спортивных объединениях в рамках реализации курсов внеурочной деятельности «Театральная деятельность»,
«Азбука самбо» и «Ход конем».
С 2020 года в школе существует спортивный клуб «Олимп», включающий в себя спортивные секции по мини-футболу, волейболу и подвижным играм. Реализуется дополнительное образование по виду спорта самбо.
429

Главная цель таких занятий - раскрытие способностей школьников, формирование у них ценностного отношения к культуре, физическое развитие
обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности.
2 часа в неделю отводится занятиям, направленным на удовлетворение
социальных интересов и потребностей обучающихся в форме курсов внеурочной деятельности по программе развития социальной активности «Орлята России» и программе патриотического воспитания «Урок мужества».
Целью таких занятий является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать
свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать в расчёт другие точки зрения.
Такие внеурочные занятия направлены на обеспечение благополучия детей в образовательном пространстве школы, помогают ребенку почувствовать
свою ответственность за происходящее в школе, понимать, на что именно они
могут повлиять в школьной жизни и знать, как это можно сделать.
3.2.5. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на
решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с раз-

430

ными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при
необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другие), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями,
с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
431

организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в
классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
3.14.2.2.6. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривают:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют
все классы (День знаний, День учителя, День черкесского костюма, Новый
год, День защитника Отечества, Месячник адыгейского языка, Международный женский день, Последний звонок);
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе
(«Посвящение в первоклассники», «Прощай начальная школа»);
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности;
432

социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками,
в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности;
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями, проводимые для жителей населенного пункта и совместно с семьями обучающихся;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
и оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных
дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими
взрослыми.
3.14.2.2.7. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнёрами образовательной организации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;

433

экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и другие), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки,
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
3.14.2.2.8. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию государственной символикой Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб),
изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;

434

размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных
деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры
и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
оформление и обновление стендов в помещениях, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другие;
разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другие), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
435

создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.14.2.2.9. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или
запланированные):
создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении
вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в управляющем совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся
и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
436

работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в Интернете, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
3.14.2.2.10. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в образовательной организации предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или других), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;

437

участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в
образовательной организации.
Структура

ученического

самоуправления

МБОУ

СОШ

№15

им .Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг:

Лидер
ученического
самоуправления
Совет
ученического
самоуправления
Совет
Лидеров

Совет Дела

Информационная
комиссия

Спортивнооздоровительная
комиссия

Культурнодосуговая
комиссия

Общественная
комиссия

Советы
классов

3.14.2.2.11. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды с
целью обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другие);

438

проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные
объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и других);

439

профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
3.14.2.2.12. Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий
в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные
праздники, торжественные мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципального образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Сетевое взаимодействие МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг
Партнер

Вид взаимодействия
Общее образование
440

Роль партнеров в
реализации проекта

МАОУ СОШ № 5 г. Ту- Сетевое взаимодейапсе
ствие

Наставничество, участие в мероприятиях,
занятиях
Дополнительное образование
МБУ СШ №9 п. Тюмен- Сетевое
Участие в мероприяский МО Туапсинский взаимодействие
тиях, занятиях
район
МБОУ ДО СЮТур
Сетевое
Участие в проектах,
г. Туапсе
взаимодействие
участие в конкурсах, занятиях, иных мероприятиях
ВУЗы
ФГБОУ ВО «АГПУ»
Сотрудничество
Методическая помощь,
профориентационные и
диагностические мероприятия для обучающихся и сотрудников
ФГБОУ ВО «АГУ»
Сотрудничество
Методическая помощь,
профориентационные и
диагностические мероприятия для обучающихся и сотрудников,
участие в проектах, конкурсах, мероприятиях,
курсах
УВО
«Университет Сотрудничество
Методическая помощь,
управления «ТИСБИ»
профориентационные и
диагностические мероприятия для обучающихся и сотрудников,
участие в проектах, конкурсах, мероприятиях,
курсах
Центры профессиональной подготовки
«Российское движение Сотрудничество
Участие в проектах,
школьников»
конкурсах, мероприятиях, курсах
Предприятия
АО «Санаторий «Авто- Сотрудничество
Экскурсии, профпробы,
транспортник»
совместный
проект,
шефская деятельность
АО «Яндекс. Лицей»
Сетевое
взаимодей- Предоставление
плоствие
щадки, партнерская помощь в обучении
441

Структурное подразде- Сотрудничество
ление ООН «САШ
ЮНЕСКО в РФ»

Участие в проектах,
конкурсах, мероприятиях, курсах

3.14.2.2.13. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации,
где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,

442

иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности,
дополнительного образования.
С 2023 года школа реализует Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры «Билет в будущее».
В рамках проекта запланированы посещение предприятий-партнеров проекта
и профессиональные пробы.
3.14.2.2.14. Детские общественные объединения
Действующие на базе МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. АгуйШапсуг отряд юных инспекторов движения «Светофор», дружина юных пожарных «Факел», школьное научное общество учащихся «Мозгомания»,
школьный театр «Мир. Дружба. Жвачка.» – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения.
Воспитание осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

443

рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством создания и поддержки интернет-странички детского объединения в
соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых
детским объединением дел).
3.14.2.2.15. Волонтерская деятельность
На базе МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг организован волонтерский отряд «Взгляд в будущее». Отряд работает по двум основными направлениями: помощь и организация работы с ветеранами ВОВ,
участниками и тружениками тыла ВОВ и «зеленое» волонтерство – высадка и
уход за зелеными насаждениями, уборка водоохранной зоны и т.д.
Воспитательный потенциал волонтерской деятельности реализуется
следующим образом:
участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного и поселкового уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на
территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);
участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного и
поселкового);
посильная помощь, оказываемая школьниками ветеранам Великой Отечественной войны и участникам Специальной военной операции;
участие школьников в организации и проведении мероприятий патриотического направления;
444

привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей
этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями ОО;
участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров;
участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (благоустройство, уход за деревьями и кустарниками).
3.14.3. Организационный раздел
3.14.3.1. Кадровое обеспечение.
Общая численность педагогических работников: 17 человек, педагогическое образование имеют – 17 педагогов, 1 педагог имеет Почетную грамоту
Министерства образования и науки РФ, 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию, 16 человек – не имеют категорию. 3 человека имеет среднее профессиональное образование, 14 человек – высшее образование.
В психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе
детей с ОВЗ, вовлечены следующие специалисты: заместитель директора по
воспитательной работе и педагог-психолог.
По состоянию на 1 сентября 2023 года в МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева имеются следующие сотрудники, осуществляющие образовательную деятельность:
Директор – 1;
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 2;
Заместитель директора по воспитательной работе – 1;
Педагог-психолог – 1;

445

Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – 1;
Учителя-предметники – 12;
Учителя начальных классов – 4;
Педагог дополнительного образования – 1;
Классные руководители – 10;
Библиотекарь – 1.
Все заместители директора имеют педагогическое образование и совмещают основную должность учителя с должностью заместителя директора.
По внешнему совместительству в школе работает 1 учитель-предметник
и 1 педагог дополнительного образования.

446

3.14.3.2. Нормативно-методическое обеспечение.
На уровне МБОУ СОШ №15 им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг основные локальные нормативные документы могут приниматься решением директора и/или решением Управляющего совета, а также согласовываться с Пдагогическим советом, Методическим объединением, Ученическим советом.
К основным локальным нормативным актам МБОУ СОШ №15
им. Н.А. Тхагушева а. Агуй-Шапсуг по вопросам воспитательной работы относятся:
1. Должностные инструкции: заместителя директора по ВР, советника
директора по воспитательной работе, классного руководителя, учителя, пдагога-психолога, библиотекаря;
2. Положение о классном руководстве;
3. Положение о методическом объединении классных руководителей;
4. Положение об организации внеурочной деятельности;
5. Положение о библиотеке;
6. Положение о службе психолого-педагогического и социального спровождения;
7. Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
8. Положение о психолого-педагогической помощи;
9. Положение о службе школьной медиации;
10. Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС;
11. Положение о Совете старшеклассников
12. Рабочая программа воспитания 2021
13. Программа воспитания 2022
14. Положение о внутришкольном учете
15. Положение о Совете профилактики правонарушений
16. Положение о воспитательной работе
3.14.3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
447

3.14.3.3.1. Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в адаптированных основных образовательных программах для обучающихся каждой нозологической группы.
3.14.3.3.2. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ, из социально уязвимых групп, одарённых, с отклоняющимся поведением, – создаются особые условия, согласно заключению психолого-педагогической комиссии.
3.14.3.3.3. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медико-социальной компетентности.
3.14.3.3.4. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
448

личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.14.3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
3.14.3.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
3.14.3.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного
числа обучающихся);
соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другие);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского со-

449

общества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
3.14.3.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
3.14.3.4.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при
её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать подтверждение личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в
конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио
класса.
3.14.3.4.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
3.14.3.4.6. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в
образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
450

3.14.3.4.7. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их статус, акции,
деятельность должны соответствовать укладу общеобразовательной организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на
взаимоотношения в образовательной организации.
3.14.3.5. Анализ воспитательного процесса.
3.14.3.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
3.14.3.5.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается
в календарный план воспитательной работы.
3.14.3.5.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач
воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов,
форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
451

распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами,
так и стихийной социализации, и саморазвития.
3.14.3.5.4. Основные направления анализа воспитательного процесса:
3.14.3.5.5. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
3.14.3.5.6. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
3.14.3.5.7. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе, советником директора по
воспитанию, педагогом-психологом с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
3.14.3.5.8. Основным способом получения информации о результатах
воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
3.14.3.5.9. Внимание педагогических работников сосредоточивается на
вопросах:
проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые
удалось решить за прошедший учебный год;
проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;
новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
3.14.3.5.10. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
3.14.3.5.11. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие

452

интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
3.14.3.5.12. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
3.14.3.5.13. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
3.14.3.5.14. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.
3.14.3.5.15. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности обучающихся;
деятельность классных руководителей;
проведение общешкольных основных дел, мероприятий;
проведение внешкольных мероприятий;
создание и поддержка предметно-пространственной среды;
взаимодействие с родительским сообществом;
деятельность ученического самоуправления;
деятельность по профилактике и безопасности;
реализация потенциала социального партнёрства;
деятельность по профориентации обучающихся.
3.14.3.5.16. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
453

3.14.3.5.17. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе совместно с советником директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации.

454


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».